Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт

Анкета-тест для родителей ребенка, посещающего логопункт

Анкета для родителей № 1

1.Фамилия,инициалы (указывать по желанию)________________

2. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребёнок посещает в логопедические занятия:

б) отрицательно, моему ребёнку не нужна специальная помощь

в) положительно, но стесняюсь этого

г) другой вариант (укажите)__________________

3. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей:

а) потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребёнка

б) потому что это некрасиво

в) считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, всё само пройдёт

4. Объясняете ли вы ребёнку, почему необходимо работать над правильной речью:

а) да, иначе он не будет понимать смысл логопедических занятий, не будет стараться

б) просто заставляю его выполнять задания, правильно говорить

в) не считаю нужным это делать

г)другой вариант (укажите)__________

5. Считаете ли вы, что семья должна принимать непосредственное участие в исправлении речевых нарушений у ребёнка:

а) да, только при объединении усилий логопеда, учителя и семьи можно добиться хороших результатов

б) да, но у нас нет на это времени

в) да, но мы не знаем, что нужно делать

г) нет, это задача логопеда

д) другой вариант (укажите)___________

6. Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:

в) некоторые (укажите)_____________

7. Как часто вы выполняете задания и рекомендации логопеда:

б) когда есть время

в) когда есть желание

г) когда хочет ребёнок

д) другой вариант (укажите)__________

8. Как часто Вы обращаетесь к логопеду по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка:

б) только в крайних случаях

в) очень редко, потому что стесняюсь

г) мне не нужны ничьи советы, я сам(а) всё знаю

д) другой вариант (укажите)____________

9. Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы получить:___________________

10. Как Вы оцениваете работу логопеда :_____________

11. Ваши замечания, претензии к работе логопеда: _________

12. Ваши предложения, пожелания по организации логопедической работы: ___________________

Анкета для родителей №2

Каждый из Вас желает вырастить своих детей образованными, воспитанными, всесторонне развитыми. Эту задачу можно выполнить только в тесном сотрудничестве родителей с педагогами. Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Обратите внимание, что вопросы анкеты уже содержат готовые ответы. Ваша задача – выбрать один из них.

1. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей?

• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.

2. Заметили ли Вы изменения в развитии Вашего ребенка за прошедший год?

• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.

3. Если Вы заметили, то, какие это изменения?

• Положительные. • Отрицательные. • Затрудняюсь ответить.

4. Если Вам приходилось принимать участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях , выберите, пожалуйста, какое из приведенных ниже высказываний, соответствует Вашему личному ощущению после присутствия на встрече:

• Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чем говорили.

• Встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимал(а) во внимание, получил(а) толчок к оценке собственных родительских успехов и просчетов в развитии и воспитании ребенка.

• Пожалуй, я зря потратил(а) время, придя на встречу.

• Интересными оказались советы логопеда, прозвучавшими в беседе. Но следовать им дальше довольно трудно, хотя я не жалею, что пришл(а) на встречу.

Анкета для родителей № 3

Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. Непрерывность педагогического воздействия в системе работы над нарушениями речи предполагает тесную взаимосвязь логопеда и родителей. Заполните, пожалуйста, анкету. Ответы помогут оценить эффективность Вашей работы с детьми дома.

  1. Систематично ли организуете занятия с ребенком дома?
  1. Какова длительность занятий с ребенком в домашних условиях?
  1. Как оказываете помощь ребенку?
  1. Как проводите текущую коррекцию?
  1. Как подкрепляете достижения ребенка?

Анкета для родителей № 4

Многолетний опыт практических работников по коррекции речевых нарушений подтверждает положение о том, что только в тесном контакте логопеда с субъектами образовательного процесса обеспечивается эффективность коррекционной работы. Мы просим Вас принять участие в анкетировании. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Ваши пожелания логопеду _________________
  2. Критические замечания по организации занятий с Вашим ребенком._________________________
  3. Ответы на какие вопросы, касающиеся логопедической работы, Вы хотели бы получить. Напишите, пожалуйста, проблематику вопросов.__________
  4. Нужна ли Вам методическая помощь логопеда? Если да, то какая помощь?_________________________
  5. Имеете ли Вы возможность и желание посещать индивидуальные занятия с Вашим ребенком, родительские собрания, индивидуальные консультации?

Анкета для родителей № 5

Просим Вас оценить результативность работы логопеда за прошедший год. Заполните, пожалуйста, анкету.

  1. Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка?
  1. Как Вы оцениваете речь Вашего ребенка на данном этапе коррекции?
  1. Совпали ли результаты коррекционной работы логопеда с ожидаемыми Вами результатами?
  1. Довольны ли Вы работой логопеда?
  1. Принимали ли Вы участие в коррекционном процессе?
Читайте также:
Речевая готовность ребёнка к школе

Анкета для родителей.

(сведения для учителя-логопеда)

1. Ф.И.О. ребенка___________________________________________________________

2. Дата рождения____________________________________________________________

3. Ф.И.О. матери____________________________________________________________

4. Место работы матери,должность____________________________________________

5. Ф.И.О. отца______________________________________________________________

6. Место работы отца, должность______________________________________________

7. Общий анамнез:

· от какой беремености ребенок______________________________________________

· характер беремености (токсикоз, хронические, инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности)_______________________________________

· роды (быстрые, стремительные, обезвоживание, кесарево сечение)_______________

· крик ребенка (сразу или нет, через какое время)________________________________

· асфиксия (удушие), (белая, синяя)___________________________________________

· резус-фактор (совместимый, отрицательный)__________________________________

· другие осложнения при родах_______________________________________________

8. Раннее развитие:

· начал держать голову с___________сидеть с___________стоять с________________

ходить с_________заболевания до 1 года________________________________________

· Заболевания после 1 года: инфекции_________________________________________

судороги при высокой температуре_____________________________________________

стоит ли ребенок на диспансерном учете по хроническим заболеваниям (каким)

стоит ли ребенок (или стоял) на учете у невролога, психиатра_______________________

9. Речевое развитие:

· гуление с___________лепет с____________первые слова с______________________

первые предложения с______________связная речь с______________________________

прерывалось ли речевое развитие (на сколько и когда)_____________________________

быстро ли наращивался словарь ребенка_________________________________________

отношение ребенка к своему речевому дефекту___________________________________

Лист занятости от 15.09.2010г.

Дни недели

Кол-во мин. на ребенка в неделю

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Дети Обследова-ние устной речи детей. Индивиду-альные и подгруп -повые занятия Индивидуальные и подгруппо-вые занятия Индивидуальные и подгруппо-вые занятия Индивидуальные и подгруппо-вые занятия. Речевая подготовка детей к новогодним утренникам. Индивидуальные и подгруппо-вые занятия. Обследоание устной речи детей. Индивидуальные и подгруппо-вые занятия Индивидуальные и подгруппо-вые занятия. Подготовка детей к речевому празднику Индивидуальные и подгруппо-вые занятия. Итоговое мероприятие «Речевой праздник» Индивидуальные и подгруппо-вые занятия. Обследова-ние устной речи детей
Воспита-тели Отчет: «Результаты обследования устной речи детей» Консульта-ция: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» Практичес-кое занятие: «Использование логоритми ческих упражнений в развитии речи детей» Консульта-ция: «Включение пальчиковых упражнений в режим дня дошкольни ков» Отчет о результатах коррекцион-ной работы
Родите-ли Сбор анамнеза на детей, зачислен ных на логопункт Участие в группо вых родитель-ских собраниях Общее родитель-ское собрание: «Роль родителей в формирова нии грамматиче ски правильной речи у дошкольни ков» Консульта-ция: «Речевая подготовка детей к школе в семье» Практичес-кое занятие: «Игровая школа мышления» Консульта-ция: «Совершенст вуем внимание и память ребенка» Итоговое общее собрание: «Результаты. Вопросы. Ответы»
Методическая работа Оформле ние докуметна-ции. Пополнение материала по коррекции речи. Изготовле-ние нового дидактичес-кого материала Пополнение материала по коррекции речи. Оформление портфолио Изготовле-ние нового дидактичес-кого материала Оформление портфолио Изготовле-ние нового дидактичес-кого материала Оформление отчетной документа-ции, подготовка документа-ции к следующему учебному году

Учитель-логопед .___________________

Правила работы в тетради домашних заданий.

· Тетрадь домашних заданий выдается в день занятий и возвращается в указанный в тетради день.

· Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 10-15 минут 2-3 раза в день (в выходные и праздничные дни) и 1 раз вечером (в будни).

· Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребенка, организует его подготовку к восприятию школьной программы.

· Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

· Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном ее выполнении Вы можете получить у логопеда.

· Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

· Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи, однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

· Приучайте ребенка относиться бережно к тетради и прилагаемым карточкам.

· Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

Заведующему МДОЙ №18

ЗАЯВЛЕНИЕ

о зачислении на логопедический пункт

прошу зачислить моего ребенка (Ф.И. ребенка)____________________________

____________________________________на логопедический пункт МДОУ №18

Обязуюсь выполнять следующие требования:

1. По рекомендации логопеда обращаться к невропатологу, ортодонту и др.

2. Систематически посещать логопедические занятия.

3. Выполнять рекомендации логопеда и домашние задание. На каждое занятие приносить рабочую тетрадь ребенка.

4. Поставленный логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребенка.

5. По приглашению логопеда посещать консультации, родительские собрания.

В случае невыполнения мною требований претензий по результатам коррекции речи иметь не буду.

Примечание.При систематическом невыполнении требований или длительных пропусках (без уважительной причины) ребенок может быть выведен из логопункта через комиссию. Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест.

С условиями зачисления ознакомлен (а)

Подпись:______________________

Индивидуальная диагностическая карточка Вашего ребенка:

Фамилия, имя________________________________________________________

Речевое заключение___________________________________________________

Диагноз______________________________________________________________

А) 20____ – 20_____уч.год_______________________________________________

Б) 20____ – 20_____уч.год_______________________________________________

2. Фонематическое восприятие__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексика – грамматика:_______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь:________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________

1. Общие анамнестические данные_______________________________________________

2. Речевая среда и особенности речевого развития___________________________________

3. Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:

Читайте также:
Не пора ли к логопеду?

Зубные ряды, прикусы__________________________________________________________

4. Движения в артикуляционном аппарате (наличие, точность, объём, темп):

Задняя стенка глотки___________________________________________________________

5. Состояние общей моторики____________________________________________________

6. Общее звучание речи_________________________________________________________

7. Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (+ правильное произношение; – отсутствие звука; = замена звука; « искажение звука)

Условие произнесения звука

8. Произношение слов сложного состава (строительство, электричка, милиционер, велосипедист, гимнасты, аквалангист, тернометр, шлагбаум и др.)_____________________

9. Грамматический строй речи___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Фонематический анализ и синтез_____________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА (ОНР)

I. Анкетные данные

Дата поступления ___________________________________________________________________

Жалобы родителей, воспитателей_____________________________________________________

Речевая карта и анкета родителя

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Будем признательны, если Вы заполните первый лист речевой карты вашего ребенка.

Отвечая на вопросы, выберите подходящий ответ, подчеркните его или напишите свой вариант ответа.

Анкетные данные ребенка:

Фамилия, имя ________________________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон_________________________________________________________________________

Данные о семье:

Имя, отчество мамы___________________________________________________________________________________

Имя, отчество папы___________________________________________________________________________________

Наблюдались ли нарушения речи у кого-нибудь из родственников? – да, – нет.

Если да, какие? __________________________________________________________________________________

На каком языке общаются в семье?____________________________________________________________________________

Есть ли среди людей, окружающих ребенка, кто-либо говорящий на другом языке (с примесью другого языка, с акцентом) – да, нет._____________________________________________________________________________

Кто в семье будет выполнять с ребенком домашние задания?_________________________________________________________________________

Анамнестические данные:

Протекание беременности: без патологии; угроза выкидыша; гипоксия плода; инфекционные заболевания; _________________________________________________________________________________

Протекание родов: роды в срок; досрочные; переношенная беременность;_________________

Характер родов: без патологии; роды стремительные; затяжные; со стимуляцией; с применением щипцов, вакуума; кесарево сечение.________________________________________________________________________________

Состояние ребенка в момент рождения: без патологии; родовая (внутричерепная) травма; обвитие пуповиной; асфиксия; пороки развития _______________________________________________________________________________________

Психомоторное развитие. Когда начал(а):

Перенесенные ребенком заболевания, травмы:

– были у ребенка ушибы, травмы головы – да, нет;

возраст при получении травмы____________________________

– было ли оперативное вмешательство: нет; да: удаление аденоидов, подрезание уздечки языка или губной уздечки

– наблюдался ли ребенок продолжительное время у кого-либо из специалистов: нет , да: окулист, отоларинголог, невропатолог, психиатр, стоматолог, ортодонт ____________________________________________________________________________

В связи с какими заболеваниями?________________________________________________________________________

Речевое развитие ребенка:

– появление первых слов: до года, до полутора лет, к двум годам, позже двух лет;

– появление первых фраз: к 2-м годам, к 2,5 годам, к 3-м годам, позже 3-х лет;

– было ли прерывание речевого развития: да, нет;

Замечали ли Вы трудности в речи ребенка? – да, нет. Какие?__________________________________________________________________________________

Оказывалась ли ребенку логопедическая помощь ранее? – да, нет.

Если да, то указать когда?__________________________________где?_____________________________________________

Каков результат занятий?______________________________________________________________________________

Как Вы думаете, насколько важно для вашего ребенка овладеть умением правильно и красиво говорить?

– Очень важно, желательно, совсем необязательно___________________________________________________________________________

Дополнительные вопросы:

Отмечали ли Вы у ребенка следующие проявления: нет, да: прикусывание, сосание пальцев, щек, губ; систематическое закусывание зубами посторонних предметов (карандашей, ручек и т.п.); прокладывание языка между зубами, частое покашливание, попёрхивание без видимых причин; подергивание плечами, головой_______________________________________________________

Какой рукой работает (пишет, рисует, ест) Ваш ребенок? – правой; левой.

Какие особенности ребенка, по Вашему мнению, следует учитывать педагогам: замедленный темп деятельности, излишняя подвижность, раздражительность, плаксивость, тревожность, впечатлительность, ранимость, неуверенность в себе, другое_________________________________________________________________________

Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься?________________________________________________________________________

Что Вам нравится в Вашем ребенке?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое обследование

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы: N , толстые, тонкие, низкое прикрепление уздечки верхней губы, расщелина верхней губы;

Зубы: N , редкие, мелкие, крупные, кривые, низкие, высокие, вне челюстной дуги, двойной ряд зубов, отсутствуют резцы;

Прикус: N , глубокий, прямой, перекрестный, прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти), прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), передний открытый, боковой открытый.

Мягкое небо: N , укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сращение с дужками, миндалинами или задней стенкой глотки; подвижное, не подвижное.

Твердое небо: N ; высокое; «готическое»; низкое, плоское; укороченное, расщелина, сумбукозная щель .

Язык: N , массивный, маленький ; подъязычная связка : N , короткая, толстая, наличие послеоперационного узла .

Состояние артикуляционной моторики.

Губытонус: N , спастичность, гипотония, дистония; подвижность: подвижны, недостаточно подвижны, малоподвижны.

«упрямец», «улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», «заборчик», «окошко»

Челюсти – подвижность : N , недостаточна, строго ограничена; смещение нижней челюсти в состоянии покоя, при широко открытом рте.

«Открыть и закрыть рот», «подвигать нижней челюсти вправо-влево»

Язык – подвижность : N , недостаточна, строго ограничена; тонус: N , спастичность, дистония, гипотония;

наличие гиперкинезов (насильственных движений в мышцах речевого аппарата), синкинезий (сопутствующих непроизвольных движений), девиации(отклонение языка вправо, влево), тремора, посинения языка; слюноотделение: N , усиливается при определенных условиях, постоянное; прокладывание языка между зубами.

«лопатка», «жало», «лопатка-жало», «качели», «маятник», «вкусное варенье», «чашечка», «лошадка», «грибок»

Состояние мимической моторики.

Мимика: живая выразительная; невыразительная; лицо амимичное;

Мимическая моторика: N ; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, щек, губ, глаз ).

Надуть обе щеки, по очереди; поднять брови, нахмурить брови; закрыть правый, левый глаз; прищурить глаза; наморщить нос.

Звукопроизношение:

А О У Ы Э И С С’ З З’ Ц Ш Ж Ч Щ Л Л’ Р Р’ Й М М’ Н Н’ К К’ Г Г’Х Х’ П П’ Б Б’ Ф Ф’ В В’ Т Т’ Д Д’

Читайте также:
Как подготовить ребенка к школе - советы логопеда

усредненность гласных; смягчение, оглушение (озвончение).

Слоговая структура: N ; нарушения слоговой структуры слов.

Градусник водопроводчик температура снеговик милиционер

Общее звучание речи.

Степень разборчивости речи: N; недостаточно разборчивая; мало понятная для окружающих.

Голос: N (сильный, звонкий), чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся;

Тембр: без особенностей, глухой, хриплый, резкий, назализованный, напряженный, дрожащий; способность к модуляции : N ; нарушена.

Дыхание: N (свободное), затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное; тип: N (носовое), ротовое, смешанное;

Вид : ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное/нижнереберное, смешанное;

Темп речи: N ; ускоренный; замедленный; запинки; заикание.

Состояние фонематических процессов .

Фонематическое восприятие: N ; нарушено.

Отраженное воспроизведение слоговых рядов: «Запомни и повтори»

АНКЕТА ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Анкета для родителей дошкольников «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребенка»

Уважаемые родители (бабушки и дедушки)!

Благодарим вас за согласие ответить на вопросы нашей анкеты, которая посвящена особенностям речи и поведения вашего ребенка. Обращаясь ко многим родителям, мы собираем информацию об особенностях раннего этапа развития речи и будем использовать ее только в обобщенном виде. Нас интересует, присутствуют ли у вашего ребенка те или иные проявления в поведении. Они описаны в пунктах анкеты. Мы просим вас прочитать описания, вопросы и варианты ответов к ним. Нормативов правильного произношения в раннем возрасте нет. Мы попробуем выделить основные тенденции в развитии звуковой стороны речи ребенка раннего возраста и сопоставить их с особенностями поведения, присущими вашему ребенку в настоящее время.

Обратите внимание, что описанные фрагменты поведения касаются конкретных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок в течение дня, следуя основным режимным моментам (сон, кормление, активное бодрствование, туалет).

Нам важно, чтобы ответы были о текущем поведении ребенка, а не о том, каким он был раньше или к чему он, возможно, способен в будущем. Будьте внимательны при переходе от одного вопроса к другому.
С уважением, разработчики анкеты

Ситуация I. Находясь в хорошем настроении, ребенок по собственному желанию подражает новым звукам или новым словам, которые произносит взрослый при игре, на прогулке, чтении книги и т.п.
1. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации II).
2. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.___________________________________________________
3. Смотрит ли ребенок при этом на вас, как бы прося поощрить его речевые попытки?
Да, часто.
Иногда.
Нет.
Ситуация II. Ребенок самостоятельно играет с каким-то предметом. Например, катает машинку, мячик, складывает из кубиков башню, играет с мягкой игрушкой или куклой. При этом он что-то постоянно произносит «на своем языке», смысл его «слов» вам не понятен, однако интонации указывают на то, что он произносит нечто связное и осознанное, но только для себя, а не обращенное к вам.
4. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации III).
5. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.
1 __________________________________________________
2 __________________________________________________
3 __________________________________________________
6. Опишите, пожалуйста, фрагмент этого звукового потока или перечислите отдельные звуки, которые вы сумели отчетливо распознать на слух.

Ситуация III. Во время совместной деятельности (игра, прогулка, кормление) взрослый просит ребенка повторить за ним слово.
А) Мы никогда не просим ребенка повторять слова за взрослым (переход к ситуации IV).
Б) Ребенок внимательно смотрит на лицо говорящего человека и пробует воспроизвести нужное слово.
7. Наблюдаете ли вы такое поведение у вашего ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
8. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.
___________________________________________________
9. Слово, произносимое ребенком:
— приблизительно напоминает слово, произнесенное взрослым;
— похоже на фрагмент слова взрослого;
— совсем не похоже на образец взрослого.
В) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспроизводит отрицательный жест головой) или начинает капризничать, демонстрируя свое негативное отношение к данной ситуации.
10. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
11. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция вашего ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок невнимательно слушал задание взрослого, поэтому он не способен воспроизвести новую звуковую последовательность;
— ребенок проявляет свое упрямство, он часто отказывается выполнять и другие задания, например, убрать свои игрушки на место или сложить одежду на стульчик;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .
Г) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытягивает губы, двигает языком, ищет правильную артикуляционную позу), но у него ничего не получается. Он отказывается от следующей попытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.
12. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации IV).
13. Как вы считаете, чем вызваны затруднения у ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же отвлекается на что-то другое и не предпринимает новую попытку воспроизвести трудное слово;
— ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается от выполнения трудных заданий;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .
Ситуация IV. Взрослый разговаривает с ребенком по телефону. Ребенок в ответ на реплику взрослого улыбается и издает отдельные звуки или сочетания звуков. Затем он замирает, молча выслушивает очередную фразу взрослого, обращенную к нему, и снова что-то по-своему «говорит». Со стороны эта ситуация напоминает диалог, обмен репликами, хотя смысл детского сообщения непонятен взрослому.
14. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации V).
15. Звуки, произносимые ребенком напоминают:
— воркование;
— гуканье;
— лепет;
— неразборчиво произносимые слова;
— неразборчиво произносимые фразы;
— не подходят не под одно из перечисленных выше описаний.
Ситуация V. Ребенок хочет пить определенную жидкость, например, молоко. Как он сообщает об этом взрослому?
А) Моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, так как он всегда сам может налить себе молоко (переход к ситуации VI).
Б) Произнесет название жидкости (при этом оно может звучать очень искаженно).
16. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Скажет слово «пить» и укажет на нужную жидкость.
17. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
Г) Покажет на нужную жидкость.
18. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Д).
Д) Начнет капризничать, и вы сами догадаетесь, что он хочет пить и, вероятно, предложите ему именно молоко.
19. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации VI).
Ситуация VI. Ребенок хочет есть определенный продукт питания, например, яблоко. Как он сообщает об этом взрослому?
А) Моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, так как он всегда может взять яблоко сам (переход к ситуации VII).
Б) Скажет, используя название продукта (при этом слово «яблоко» может звучать очень искаженно).
20. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Скажет слово «дать» и укажет на нужный продукт.
21. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Г).
Г) Покажет на нужный продукт.
22. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Д).
Д) Начнет капризничать, и вы догадаетесь, что он хочет есть и, вероятно, предложите ему именно яблоко.
23. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет.
Ситуация VII. Перед сном взрослый читает или рассказывает ребенку хорошо знакомую сказку. Он специально не договаривает одно слово в конце фразы, чтобы ребенок «помог» ему правильно закончить высказывание.
А) Мы никогда не используем такого приема (переход к ситуации VIII).
Б) Ребенок договаривает нужное слово (при этом оно может звучать очень искаженно).
24. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации В).
В) Ребенок может произнести нужное слово, но отказывается это сделать, активно демонстрируя свое нежелание (отрицательный жест, капризы, закрывание книги или, наоборот, подталкивание ее к читающему взрослому).
25. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации Г).
26. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится хорошо произнести слово из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок невнимательно слушал сказку, поэтому не способен вставить нужное слово;
— ребенок проявляет свое упрямство, часто отказывается выполнять и другие речевые задания по просьбе взрослого. При этом неречевые задания, например, показать нужную картинку, выполняет без особых проблем;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .
Г) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспроизводит отрицательный жест головой) или начинает капризничать, демонстрируя негативное отношение к данной ситуации.
27. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации Д).
28. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится произнести слово из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок невнимательно слушал задание взрослого, поэтому не способен воспроизвести данную звуковую последовательность;
— ребенок проявляет упрямство, часто отказывается выполнять задания, не связанные с произнесением слов;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .
Д) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытягивает губы, напрягает язык, ищет артикуляционную позу), но у него ничего не получается. Он отказывается от следующей попытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.
29. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к ситуации VIII).
30. Как вы считаете, чем вызваны затруднения у ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:
— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;
— ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же отвлекается на что-то другое и не предпринимает новую попытку воспроизвести трудное слово;
— ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается от выполнения трудных заданий;
— вам кажется, что ребенок _________________________ .

Читайте также:
Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

Ситуация VIII. Ребенок хочет в туалет. Как он сообщит вам об этом?
А) С помощью специальных слов «а-а», «ка-ка» и т.п.
31. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру Б).
Б) С помощью определенного жеста или действия (покажет на свои штанишки или станет их снимать, сам сядет на горшок).
32. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?
Да, часто (несколько раз в день).
Иногда (раз в день).
Изредка (раз в несколько дней).
Нет (переход к примеру В).
В) Ему не надо сообщать об этом, потому что он пользуется памперсами.

В заключении просим вас ответить на несколько вопросов.

Первый и единственный

Первый из двух – трех детей

Второй из двух – трех детей

Другим детям сейчас ____лет, ______месяцев.

Мой ребенок зачислен в логопедический пункт (консультация для родителей)

Цель: познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта; дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Оборудование: пособия по развитию речевого дыхания, мелкой моторики кистей рук; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха грамматического строя речи; логопедические альбомы, тетради, книги.

Что такое логопункт?

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты, такой логопункт есть и в нашем детском саду. Должность учителя-логопеда вводится в штатное расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения. График работы и расписание занятий утверждается заведующей дошкольным образовательным учреждением. Список детей на оказание логопедической помощи детям утверждается заведующим ДОУ, руководителем ПМПК.

Целью работы логопункта в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
  • привитие детям навыков коммуникативного общения;
  • решение задач социального и речевого развития.
Читайте также:
Тесты логопеда - Готов ли Ваш ребенок к чтению?

В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 25 человек. В первую очередь в список включаются дети шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются дети пятилетнего возраста.

Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия кратковременные (20 мин.), 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

В настоящее время нет коррекционной программы для логопунктов, поэтому опорой в работе являются классические методики (Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной) и владение современными технологиями (Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой). Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций.

Для улучшения речевой ситуации в группах, в работе с воспитателями используются такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлении наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала для праздников. Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Советы и рекомендации учителя-логопеда оформляются в виде буклетов, памяток.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

Читайте также:
Развиваем мелкую моторику детей

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • Формирование произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
  • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования
Читайте также:
Как воспитать у детей интерес к чтению

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

  • Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • Выполнять назначения невролога;
  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:

  • «общее недоразвитие речи»;
  • «задержка психического развития»;
  • «заикание».

Поэтому, родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.
Читайте также:
Когда начинать учить ребёнка читать

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – “набираем полную грудь воздуха”;
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р
консультация

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

Скачать:

Вложение Размер
r_aritikulyatsionnaya_gimnastika.docx 16.9 КБ

Предварительный просмотр:

по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз. Сначала 5 повторов и постепенно доводить до 10.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый показывает выполнение упражнения.
2. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
3. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

1. Маляр
Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Рот открыт.

Внимание!
1) Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2) Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Назад уходил как можно дальше.

2. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, а затем возвращать на место.

3. Спрятать верхнюю губу.
Передним широким краем языка закрыть верхнюю губу. Держать неподвижно язык под счет до 5.

Внимание!
1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и нижняя губа не помогала, не “подсаживала” язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3) Упражнение выполняется на улыбке.

4. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать сильно, тянуть подъязычную связку. Упражнение выполняется на улыбке. Между зубами расстояние, чтобы проходил палец.

5. Дятел.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук “д”. Сначала звук “д” произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук “д” носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук “д” нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять за верхние зубы и удерживать там его неподвижно во время выполнения упражнения. Голосом начинать гудеть звук Ы или Л и одновременно делать движения пальцем с легким надавливанием по верхней части языка. При правильном выполнении упражнения (для этого требуется время) получается вибрация языка близкая к звуку Р.

1) Язык должен удерживаться в вертикальном положении и не отрываться от зубов.

2) Положение пальца вертикальное.

3) Если ребенку трудно выполнять, то взрослый берет его руку и делает это упражнение.

4) Вместо пальца можно использовать специальные зонды с шариком на конце, соску надеть на палец или на шпатель.

Улыбнуться, открыть рот, широкий язык поднять за верхние зубы и сильно дуть на кончик языка. Следить, чтобы не было звука «х». В результате выполнения данного упражнения должна появиться вибрация кончика языка, похожая на движение крылышек бабочки.

Голос не должен подключаться.

8. Кто дальше загонит мяч?

Работа над дыханием.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук “ф”, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1)Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2) Нельзя надувать щёки.
3) Следить, чтобы ребёнок произносил звук “ф”, а не звук “x”, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]

В основе образования звуков [р] и [р”] лежит подъём кончика языка к альвеолам и вибрация его. В данной презентации представлены основные упражнения с поэтапным выполнением, предше.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча.

Комплекс игровых упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

Разработка содержит картинный материал и рекомендации по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для постановки звука Л.

Общая артикуляционная гимнастика для постановки звуков.

Данный материал поможет правильно выполнять артикуляционные упражнения для постановки звуков.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука С.

Презентация предназначена для постановки звука С.

Артикуляционные упражнения для звука [р], которые можно делать дома без логопеда

Вашему ребенку уже шесть лет и он не проговаривает звук [р]? Если нет физиологических проблем – короткой уздечки, неправильного прикуса, – «непослушный» звук можно поставить с помощью комплекса артикуляционной гимнастики.

Трудности с [р], кроме перечисленных выше, могут быть вызваны нарушением произношения более ранних звуков, недоразвитием фонематического слуха, слабостью артикуляционного аппарата, а также поведенческими проблемами, ведь постановка данных фонем требует от крохи усидчивости. Несложные артикуляционные упражнения для звука «р» принесут вашему малышу немалую пользу.

Как мы говорим [р] и [р’]?

  • ставим язык за верхними зубами на бугорочки (альвеолы);
  • язык широкий (как блинчик) и расслабленный;
  • сильно подуем на кончик языка в этом положении.

При артикуляции мягкого звука «рь»:

  • язык не упирается в верхние зубы, находится чуть дальше на альвеолах;
  • губы находятся в более широкой улыбке;
  • звук не нужно тянуть, он должен быть коротким.

Общаясь с ребенком, следите за своей речью. Проговаривайте звуки правильно. Не ругайте малыша за ошибки.

Артикуляционная гимнастика для постановки [р]

Веселые упражнения данного комплекса помогут вашему чаду усвоить требуемое положение артикуляционного аппарата для произнесения «рычащих» фонем.

  • «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрываем ротик. На выдохе шлепаем по распластанному языку губками, проговаривая «Пя-пя-пя». Затем зубками: «Тя-тя-тя».
  • «Блинчик». Наш язычок — широкий и плоский, как бабушкин блинчик. Кладем его на нижнюю губу и удерживаем, считая до десяти, обнажив верхние зубы.
  • «Качели». Кончиком языка по очереди тянемся то к носу, то к подбородку, как на качелях: вверх — вниз. Чтобы челюсти не двигались, можно их придержать ладошками.
  • «Маляр». Теперь язычок превращается в кисточку, и ею мы покрасим «потолок» во рту (нёбо). Растянули губы в улыбке, открыв рот, и начали «красить» язычком, двигая им назад – вперед.
  • «Чистим зубки». Открываем рот. Движениями языка вправо – влево «чистим» верхние зубы изнутри кончиком языка.
  • «Грибок». Открываем рот, улыбаемся. Теперь нужно присосать язычок к нёбу. Считаем до десяти, а потом щелкаем. Покажите, какой вы сорвали грибок (игрушку или картинку).
  • «Заводим моторчик». Делаем «Грибочек». Ставим палец (ватную палочку) под язычок, и, произнося «др-р-р-р», быстро вибрируем пальчиком. Ротик в улыбке. Чем сильнее дуем, тем громче звук.
  • «Гармошка». Покажите ребенку гармошку, а затем попробуйте изобразить ее губами. Улыбаясь, нужно разинуть рот. Присосав язычок к нёбу, начинаем открывать и закрывать рот («играть на гармошке»). Это хорошая тренировка для растягивания подъязычной связки.
  • «Лошадка». В течение минуты цокаем языком. Рот открыт, губы улыбаются.
  • «Дятел — барабанщик». Растянули губы в улыбку, приоткрыли рот, язычок поместили за верхние зубки. Быстро стучим языком на выдохе по нёбу со звуком «Д-д-д». Звук проговаривается с усилием, напрягаются не только мышцы языка, но и шейные, и даже плечевого пояса.

Заниматься с детьми нужно каждый день 3-4 раза по 3-5 минут, желательно сидя. За один раз выполнять не более трех упражнений, каждое необходимо повторить 5-7 раз. Задания со временем нужно усложнять, но постепенно.

Малыш должен хорошо видеть ваше лицо, лучше вместе устроиться у настенного зеркала. Можно взять небольшое зеркальце с ручкой, но тогда вы должны сидеть напротив крохи.

Как заинтересовать ребенка?

Чтобы занятия были эффективными, малютке должно быть интересно. Читаете книжку — комментируйте ее, изображайте героев сказок, по ходу повествования ненавязчиво вставляйте артикуляционные упражнения. Гуляя на улице, «покачайтесь язычком на качелях», проходите мимо стройки — станьте «малярами». Возьмите себе за правило чистить зубы не только щеткой, но и языком.

Существует определенная последовательность в разучивании комплекса артикуляционной гимнастики. Для начала вы в игровой форме рассказываете об упражнении, привлекая игрушки (гармошку, лошадку, грибок), картинки. Заодно покажите буквы. Чтобы у малыша загорелись от восторга глазки, понадобится ваше актерское мастерство. Важны интонация голоса взрослого и эмоциональный настрой. Вы скучаете — ваш отпрыск тоже.

Рассказали — покажите упражнение сами, да не просто так, а с восторгом. Гарантируем, что с таким же упоением малыш будет повторять за вами. Когда ребенок старается сделать все сам, следите за правильностью выполнения: если требуется, помогите чаду удерживать язык, «заводить моторчик», используя соску, чайную ложку или шпатель.

Ваше золотце любит варенье? Намажьте сладким верхнюю губу; дети с удовольствием слизывают его, при этом фиксируя нужное положение языка. Фантазируйте. Если в доме живут питомцы, привлекайте их. Облизнитесь, как Барсик. У кого получится лучше? Чей язык длиннее — Рекса или Дашеньки?

Используйте музыку, комбинируйте артикуляционную гимнастику для постановки звуков с движениями рук, тела. Полезны игры с водой — дуть через коктейльную трубочку в стакан с водой, пускать мыльные пузыри, сдувать легкие предметы — перышки, ватные шарики, кусочки бумаги. Можно задуть горящую свечку — на медленном выдохе, постепенно отдаляя свечку от ребенка.

Как автоматизировать звуки [р] и [р‘] в речи

Ваш малец «зарычал», но в разговоре данный звук отсутствует? Переходим к этапу автоматизации.

  1. Соединяем [р] с гласными, согласными звуками, отталкиваясь от [д] и [т]: «дра», «тра» и т. д.
  2. Постепенно убираем начальный согласный – получаем «ра», «ро».
  3. Переходим к обратным слогам — «ар», «ор».
  4. Далее — к словам, одновременно учим различать твердый и мягкий звук.

Процесс автоматизации долгий, занимает несколько месяцев.

Не забывайте про артикуляционную гимнастику, когда ребенок уже «рычит». Ежедневные занятия помогут вашему малышу без капризов освоить трудные звуки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: