Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

Отчёт о работе учителя-логопеда ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида» за учебный год

о работе учителя-логопеда ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида»

Всего выявлено с нарушениями речи 42 обучающихся

Принято на занятия

В учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе программы по преодолению нарушений письма у младших школьников , а также на основе перспективного планирования для детей с системным нарушением речи и интеллектуальным недоразвитием согласно результатам проведённого первичного обследования.

В результате на занятия было зачислено 42 обучающихся, из них 42 с нарушениями письменной речи, с фонетическими нарушениями 36.

Из зачисленных детей было сформировано 7 групп, индивидуальные занятия по коррекции произношения посещало 27 человек.

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.

Коррекционной воздействие осуществлялось на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда.

В прошедшем учебном году работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:

I. Организационная работа.

1. Проведено логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией и заполнены речевые карты.

2. Обучающиеся, нуждающиеся в логопедической помощи, зачислены в группы с учётом возраста и речевого дефекта.

3. Составлено расписание логопедических занятий и согласовано с администрацией школы.

4. Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий.

5. В течение году регулярно пополнялись материалом логопедические уголки в классах и группах.

6. Каждую четверть обновлялся материал для детей и родителей на общешкольном информационном стенде и общешкольном логопедическом уголке.

7. Логопедический кабинет был пополнен новыми пособиями:

· Пособия для формирования навыка чтения и звуко-буквенного анализа.

· «Буквы», «Звуки и буквы».

· Набор текстов для проверки техники чтения.

· Артикуляционные профили звуков.

· Альбом по развитию речи.

· Дидактические игры на дифференциацию и автоматизацию звуков речи.

· Дидактическая игра «Делим слова на слоги».

· Пособие с картинками, изображающими слова-паронимы.

· Символы гласных звуков.

· Приобретены тетради для занятий с детьми: «Правильно произносим звук С», «Фонетические рассказы и сказки в 3 частях», «Рассказы о временах года».

II. Коррекционная работа.

1. В течение учебного года проводились коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.

2. Результаты коррекционной работы представлены в аналитической справке по итогам мониторинга.

III. Научно-методическая работа.

1. Инновационная деятельность:

· Разработана система логопедических пятиминуток для обучающихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, получена положительная рецензия заместителя директора по учебной работе

2. Консультации для педагогов:

· «Коррекция дизартрии у детей с интеллектуальным недоразвитием», для МО начальных классов.

· «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», для МО начальных классов, 27.04.11г.

· «Системное недоразвитие речи у детей с интеллектуальным недоразвитием», для педагогов школы, 26.05.11г.

3. Консультации для родителей, патронатных воспитателей, воспитателей Введенского детского дома:

· «Коррекция звукопроизношения детей с интеллектуальным недоразвитием», 22.01.11г.

· «Как бороться со сквернословием детей», на общешкольном родительском собрании от 30.12.10г.

· Индивидуальные консультации родителям 1-2 класса, в течение года, в конце каждой четверти и в конце года.

· Индивидуальные консультации в течение года (работа на консультпункте).

4. Выступления, сообщения на педсоветах, совещаниях, семинарах по олигофренопедагогике, ОУУН внутри школы и в ИРОСТ Курганской области:

· «Просодическая сторона речи и её коррекция», семинар по ОУУН от 27.04.11г.

· «Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», педсовет от 20.04.11г.

· «Релаксация по методике Джейкобсона», совещание учителей от 24.01.11г.

· «Умение работать с учебной литературой и дополнительными источниками информации», семинар по ОУУН от 01.02.11г.

5. Представление собственного педагогического опыта на областном и межрегиональном уровне:

· «Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», семинар в ИРОСТ Курганской области от 12.05.11г.

· «Речевые пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», межрегиональные IX психолого-педагогические чтения «Инновационная деятельность в психолого-педагогическом сопровождении детей с отклонениями в развитии» в г. Шадринске от 14.04.11г.

· Открытое занятие для обучающихся 1-2 классов по теме «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях», 17.02.11г., имеется положительный отзыв педагога-психолога с высшей категорией

· Открытое занятие для обучающихся 3 класса по теме «Коррекция выразительности речи», 27.04.11г.

· Внеклассное открытое мероприятие, направленное на снятие словесной агрессии, «Хорошо и там и тут, где по имени зовут», 17.05.11г., имеются анализы коллег-педагогов с отличной оценкой.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Домашние животные, Домашние птицы

· Логопедический утренник «Путешествие по стране красивой речи» от 24.05.11г., видеоматериалы и мультимедиапрезентация прилагаются.

· Практический показ с группой девочек игры на релаксацию, снятие мышечного напряжения и переключение внимания «Морские волны», 24.01.11г.

6. Участие в семинарах и курсах для специалистов области:

· Семинар в ИРОСТ Курганской области для учителей-логопедов ОУ и воспитателей речевых групп ДОУ по проблеме «Современные подходы к диагностике и коррекции развивающих аспектов сопровождения детей с нарушениями речи», объёмом 72 часа, 19.09-30.09.10г., ответственные ,

· Постоянно действующий семинар в ИРОСТ Курганской области для учителей-логопедов, педагогов классов КРО, педагогов СКОУ, учителей начальных классов, классов массовых школ по теме «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи школьников», объёмом 24 часа, март-июнь 2011 г., ответственные ,

IV. Взаимосвязь с другими специалистами ОУ:

1. Ознакомление с результатами диагностики, проведённой психологом школы.

2. Диагностика общей моторики и представление её результатов преподавателю физкультуры и ЛФК.

3. Ознакомление с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку и чтению) и воспитателей младшей группы.

4. Посетила открытое логопедическое занятие учителя-логопеда высшей категории ГУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по теме «Птицы весной (по коррекции связной речи)», 14.04.11г.

5. Посетила индивидуальные коррекционные занятия психолога: по коррекции восприятия и различения основных цветов (17.11.10г.), по коррекции предметно-образного мышления: классификация и обобщение предметов (27.12.10г.).

6. Посетила коррекционные занятия ЛФК в 1 классе: 5.10.10г по теме «Комплексы коррекционных упражнений», 9.11.10г. по теме «Система упражнений для укрепления и развития мышц кистей и пальцев рук», 5.04.11г. по теме «Дыхательная гимнастика».

7. Посетила коррекционное занятие по ритмике 7.04.11г. по теме «Танцевальные упражнения «Весёлые ладошки».

8. Посетила открытые занятия уроков чтения и в 1 и во 2 классах соответственно, 18.05.11г.

9. Посетила открытые занятия в младшей группе воспитателя по темам: «Водный транспорт» от 23.03.11г. и «Сказ о том, как Баба-Яга без избы осталась» от 19.04.11г.

10. Регулярно готовила необходимую документацию к заседаниям школьной и областной ПМПк и активно участвовала в работе школьной ПМПк.

11. Проводилось еженедельное консультирование педагогов школы по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе направленной на устранение речевого недоразвития.

12. Дала индивидуальные консультации по методике коррекционной работы к урокам на темы «Дифференциация С-З» (19.01.11г.), «Звук и буква Гг» (18.02.11г.), «Звук и буква Чч» (19.03.11г.); к занятияю по самоподготовке (16.12.10г.); к занятию по самодготовке (15.02.11г.).

13. Велась тетрадь взаимосвязи между логопедом и воспитателями.

14. Логопедические уголки классов и групп регулярно обновлялись новой информацией.

15. Организовывалось присутствие родителей во время логопедического обследования и сообщение родителям результатов обследования.

16. Проведено анкетирование родителей в мае 2011г.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

В статье представлен анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида.

В ходе осуществления и решения задач коррекционной логопедической работы за данный период велась плановая работа по следующим направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • организационное;
  • методическое.

Диагностическая работа

В начале учебного года было проведено комплексное обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 7 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. Изучалось состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровень сформированности учебных навыков. Изучение велось путем обследования, наблюдения, тестирования.

Организационная работа

На логопедические занятия было принято 19 учащихся, из них:

  • 4 учащихся 1 класса,
  • 4 учащихся 3 класса,
  • 4 учащихся 4 класса,
  • 6 учащихся 5 классов,
  • 1 учащийся 7 класса.

На каждого ребёнка была оформлена вся необходимая документация, в том числе индивидуальный план развития ребёнка.

Дети-логопаты были укомплектованы в группы и подгруппы. Было составлено расписание занятий, определён перспективный план работы с каждой группой. В зависимости от речевого нарушения были сформированы группы и подгруппы со следующими речевыми патологиями:

п/п

ФИ учащегося

Группа

Логопедическое заключение

Системное недоразвитие речи легкой степени

З. Станислав П. Анастасия С. Александр П. Виктория

Системное недоразвитие речи средней степени

Ч. Александр Л. Виктория Подгруппа №3

Системное недоразвитие речи тяжелой степени

Подгруппа №4

Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

Подгруппа №5

Оптическая дисграфия

Подгруппа № 6

Аграмматическая дисграфия

Читайте также:
Дифференциация Б-Д - конспект
Х. Екатерина Подгруппа №7

Акустическая дисграфия

Расписание занятий составлялось с учетом классного расписания уроков и утверждено директором школы.

Коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся. Результаты отражались в специальной речевой карте.
Согласно расписанию проводились групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов.

Организация индивидуальной работы с учащимися

ФИ учащегося

Дни занятий

С улучшениями год закончили следующие учащиеся:

-расширился словарный запас;-стали реже наблюдаться нарушения грамматической

Таким образом, 10 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 52% всех детей посещающих занятия.

Консультационно-просветительская деятельность

В течение 2015-2016 года проводилась консультативно-просветительская работа:

1. Выступления на педсовете школы «Организация логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ», на заседании школьной ПМПк «Характеристика речи вновь поступивших детей в 2015-2016 учебном году».

2. Консультации, беседы педагогам школы «Роль учителя в формировании грамматически правильной речи», «Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом», «Использование логопедических приемов на уроках русского языка, чтения, и развития речи», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие навыков звукобуквенного анализа у учащихся младших классов».

3. Консультации, беседы родителям «Информирование родителей о результатах логопедического обследования», «Обучение некоторым логопедическим приемам работы в семье», «Речевая подготовка детей к школе в семье», «Почему ребенок говорит неправильно, «Родителям о речи ребенка», «Что такое звуковой анализ и синтез и зачем они нужны?», «Учим детей рассказывать», «Развитие речи детей через общение и игру».

Самообразование

Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

Интернет-ресурс

Название материала

Серия, № публикации

5. Принято участие в Международной педагогической конференции «Современные информационные технологии в практике работы педагога» на Всероссийском образовательном Портале «Продленка.орг». Название работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида»

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

  1. Приобретение наглядных пособий «Ягоды», «Домашние животные».
  2. Изготовление картотеки дыхательной гимнастики.
  3. Пополнение раздаточного материала по коррекции акустической, оптической, аграмматической дисграфий.
  4. Пополнение раздаточного материала по развитию психических процессов.

Проанализировав логопедическую работу учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Положительных результатов в логопедической работе удалось достичь благодаря тщательному логопедическому обследованию, установлению причин речевых нарушений, правильному логопедическому заключению, чёткому планированию логопедической работы в целом и составлению индивидуальных программ логопедического сопровождения, совместной работе с воспитателями и учителями, использованию в работе современных образовательных технологий и методик.

Анализ логопедического обследования на начало и конец 2015-1216 учебного года, а также проведённая логопедическая работа позволили сформулировать задачи на 2016-2017 учебный год:

  1. Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения, по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.
  2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.
  3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Портфолио Ржевской С.И.

Содержание

  • 1 Автор портфолио
  • 2 Образовательное учреждение
  • 3 Должность
  • 4 Педагогическое кредо
  • 5 Эссе
  • 6 Мои воспитанники
  • 7 Цель создания электронного портфолио
  • 8 Использование современных образовательных технологий и методик в образовательном процессе
  • 9 Внеклассная работа
  • 10 Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
  • 11 Непрерывное профессиональное саморазвитие за последние 5 лет

Автор портфолио

“Ничто для нас столь обыкновенно,ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.” (Александр Радищев).

Образовательное учреждение

Государственное казённое специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Введенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

На логопедических занятиях в ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Введенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Читайте также:
Авторская логопедическая игра 'Наряди Букваренка'

Должность

Учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж работы – 14 лет.

Стаж работы в должности учителя-логопеда – 6 лет.

Педагогическое кредо

“Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам”.

(А.С. Макаренко)

Долгим был мой путь в профессию логопеда, но сегодня я с уверенностью могу сказать, что занимаюсь любимым, интересным, важным и полезным делом, своим делом, и поэтому я счастливый человек. А работаю я с особенной категорией ребятишек, называемых сегодня детьми с особыми образовательными потребностями. Мои воспитанники не участвуют в предметных олимпиадах, не добиваются высоких результатов в интеллектуальной деятельности. Главное в обучении детей с интеллектуальным недоразвитием – социальная адаптация в обществе. Учитель-логопед играет в этом не последнюю роль. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода. Несмотря на все сложности профессии, работу свою люблю и не представляю без неё своей жизни. Что это значит? Это значит, что когда заканчивается рабочий день ты не перестаёшь быть учителем-логопедом и думаешь о детях и их проблемах, о программах и планах, о занятиях и методических мероприятиях. И это тоже делает меня счастливой! А самое главное – это осознание того, что ты делаешь важное и полезное дело.

Годовой отчет учителя-логопеда за 2018-2019 уч.г.

СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

« Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»

Годовой отчет учителя – логопеда

за 2018 / 2019 уч. г.

Подготовила Вавилова О.И. ,

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Вся работа, проделанная в 2018/ 2019уч. года, проводилась по 5 основным направлениям:

– диагностическая деятельность;

– коррекционно – развивающая деятельность;

– консультативная деятельность;

– просветительская и профилактическая деятельность;

– организационно – методическая деятельность.

I. Диагностическая деятельность включала:

– знакомство с личными делами обучающихся, с данными медицинского обследования, сбор анамнеза, психолого -педагогической документации;

– логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся, воспитанников (логопедическая диагностика – первичная (стартовая );

– комплектование групп детей, зачисленных на логопедические занятия в текущем году, выделение детей для индивидуальной работы, регистрация детей, поставленных на очередь, для получения логопедической помощи;

– составление расписания логопедических занятий;

– составление перспективных планов работы с группой детей и индивидуальных планов коррекционно-логопедической работы, индивидуально – коррекционных программ.

Логопедическое обследование ( первичная /стартовая диагностика) проводилось в начале учебного года ( с 1 по 23 сентября):

– обследование устной и письменной речи обучающихся 4 – 6-х кл.

Кроме того, проводилась диагностика вновь прибывших в течение года детей

Всего за 2018 – 2019 уч. год было обследовано 31 человек, из них:

13 обучающихся 4б кл.

8 обучающихся 5-х кл.

10 обучающихся 6-х кл.

По результатам логопедического обследования выявлено _14 обучающихся соспецифическими нарушениями речи, из них:

5 чел. – обучающихся 4б кл.

7 чел. – обучающихся 5 – х кл.

2 чел. – обучающихся 6 –х кл.

На логопедические занятия в текущем учебном году зачислено 10 чел., из них:

4- й класс – 4 чел.

5–й класс – 4 чел.

6- й класс – 2 чел.

По основному диагнозу ( заключение психиатра )распределение следующее:

1 Дети с УО (умственной отсталостью / интеллектуальной недостаточностью) – 10 чел., из них:

– легкой степени – 9 чел. ( F 70 с вариациями )

– умеренной степени – 1 чел. ( F 71)

По уровню сформированности речи, зачисленные на логопедические занятия, обучающиеся имеют следующие нарушения речи :

Системное недоразвитие речи (СНР) – 10 чел., из них:

СНР при УО – 10 чел.

– легкой степени – 6 чел.

– средней степени – 2 чел.

– тяжелой степени – 2 чел.

Нарушения устной речи выявлены у 10 обучающихся и представлены следующейречевой патологией:

По типу алалии – 2 чел.

Дизартрия – 5 чел.

Нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия) – 10 чел. :

– с сопутствующими фонетическими дефектами – 9 чел.

– без фонетических нарушений – 1 чел.

После зачисления детей – логопатов на логопедические занятия, проводилась работа по комплектованию групп и выделению обучающихся на индивидуальную работу.

По индивидуально – коррекционному плану осуществляется работасо всеми обучающимися. На индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения выделено 9 человек.

Заведена и ведется необходимая документация.

Читайте также:
Звук (Л). Буква Л - конспект логопедического занятия по обучению грамоте

II. Коррекционно – развивающая деятельность представлена системой индивидуальных и групповых логопедических занятий в соответствии с планами работы, основной целью которых является коррекция и развитие устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

С 16.09 по 24. 05 текущего учебного года проводилась систематическая, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с обучающимися, воспитанниками с ОВЗ (исключая период каникул).

После завершения логопедических занятий в 2018/2019 уч. г. были проанализированы результаты работы с точки зрениядинамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных умений и навыков в целом.

Положительная динамика развития и коррекции речи наблюдается у 3-х обучающихся с ОВЗ.(30%).

Стабильная динамика – у 4-х обучающихся (40%)

У 3-х детей динамика незначительная, что связано с тяжестью речевого недоразвития в сочетании с УО, что составляет 30% от общего количества обучающихся

III. Консультативная деятельность.

Осуществлялось консультирование педагогов и родителей, а также лиц их заменяющих, по результатам логопедического обследования, проведенного в начале учебного года ( первичная диагностика), в середине года (текущая диагностика, после периода коррекционной работы), по выбору наиболее эффективных путей обучения и воспитания детей с речевой патологией, с ОВЗ, в конце года (итоговая диагностика).

2. Взаимодействие с учителями и воспитателями, узкими специалистами (психологом, социальными педагогами), врачом или другим медперсоналом.

IV. Просветительская и профилактическая деятельность.

Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей (беседы, выступления на заседаниях МО, собраниях и совещаниях, на Педсовете школы):

Индивидуальные беседы с родителями детей-логопатов;

Буклеты, памятки и другие материалы для родителей в папке-передвижке по развитию звуковой культуры речи (артикуляторной, дыхательной гимнастики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков); по аутизму, по воспитанию и обучению, социализации детей..

V. Организационно – методическая деятельность.

Работа в рамках школьной ПМПк (консилиума):разработка планов психолого- логопедического сопровождения детей, коррекционно-развивающих программ для обучающихся с трудностями в обучении, общении, поведении, коррекционно-реабилитационных программ для детей-инвалидов. Подготовка документов для представления в ПМПК, консультирование и помощь в составлении характеристик и других документов для различных организаций, специалистов.

Работа в рамках ТПМПК в качестве руководителя ТПМПК и учителя-логопеда.

Проведение заседаний ТПМПК с целью своевременного выявления детей раннего, дошкольного и школьного возраста с особенностями в физическом и /или психическом развитии и /или отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

За период с 28.08.2018 по 01.06.2019 было обследовано 406 обучающихся в возрасте от 3-х до 18 лет.

Консультативная работа с родителями, специалистами, работниками ОУ, Комитетами и Отделами образования, органами опеки и попечительства, специалистами здравоохранения Ярцевского, Сафоновского, Духовщинского, Дорогобужского районов по вопросам образования и воспитания детей с особенностями развития, коррекции, реабилитации детей-инвалидов.

За текущий учебный год проконсультировано 246 человек.

3. Повышение компетентности.

Участие в семинаре –совещании при Департаменте Смоленской области по образованию и науке на базе СОГБОУ ЦПМС “Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей”г. Смоленск , ул.Неверовского, д.26 по теме: «Особенности организации специальных условий образования детей с нарушениями зрения»

Подготовка и выступление совместно с учителем – дефектологом и учителем –логопедом СОГБОУ «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат» с презентацией и сообщением по теме «Особенности организации специальных условий образования детей с интеллектуальными нарушениями (17.12.2018 г.)

Участие во Всероссийской научно-практической конференции для специалистов ПМПК 26-27.10.2018г. в г. Москва РУДН «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры ПМПК»

Очное участие в работе всероссийского семинара для руководителей и специалистов ПМПК. 16-17.05 2019 г.Москва РУДН.

Приняла участие в вебинаре по теме «Содержание деятельности ПМПк (консилиума) при сопровождении образовательных программ для детей с ОВЗ»

Выступления на заседаниях ПМПк в соответствии с Планом ПМПк.

Участие в работе Педагогического Совета школы, выступления с отчетами о проделанной работе.

Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета.

Подготовка наглядных и учебно-методических пособий;

приобретение наглядного дидактического материала и пополнение библиотеки методической литературы, в том числе видеотеки и аудиотеки.

Приложение 1

Итоги мониторинга речевого развития обучающихся, получивших

логопедическую помощь в 2018-2019 уч. г.

Качественные результаты освоения обучающимися коррекционного курса «Логопедические занятия»

Альманах педагога

Автор: Краснова Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: “Анализ коррекционной работы учителя-логопеда ОУ”
Раздел: среднее профессиональное

Анализ работы
учителя – логопеда Красновой Елены Петровны за 2014-2015 учебный год

Читайте также:
Как помочь ребенку с задержкой речевого развития (ЗРР)

Общий педагогический стаж: 24года

Стаж по специальности работы учителем – логопедом: 3года

Квалификационная категория:
первая
2015 год

Коррекционная деятельность

Результативность.

За три года коррекционно – логопедической работы логопункта
прослеживается положительная динамика у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися корекционных логопедических программ
Учебный год Класс Количество обучающихся Результаты освоения 2012-2013 1-4 классы 25 100% 2013-2014 1-4 классы 29 100% 2014-2015 1-4 классы 32 100% К 2015 году уменьшилось количество детей, выпущенных с незначительно улучшенной речью за счёт увеличения количества детей с качественной и хорошей речью. 2013-2014 уч год 2014-2015 уч.год 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% улучшеная речь качественная речь хорошаяч речь За год процент выпущенных детей с качественной речью увеличился с 28 % до 40%, с хорошей с 15% до 20%. Отсутствуют первоклассники, не освоившие программу 1 класса, неуспевающих по русскому языку и литературному чтению в начальных классах нет; снизился процентный показатель младших школьников, имеющих нарушения в устной и письменной речи.

Динамика формирования монологической речи.
Динамика прослеживается у 100% учащихся (воспитанников) в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Увеличилось количество детей, самостоятельно справляющихся с различными видами речевой деятельности: последовательный пересказ, пересказ описательного характера, пересказ описательного – повествовательного характера (от 22% до 68%). 15% 61% 21% 3%
Уровни речевого развития учащихся-логопатов
Высокий уровень речевого развития Средний уровень речевого развития Низкий уровень речевого развития Очень низкий уровень ре- чевого развития
Динамика формирования грамматического строя речи.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 2013-2014 уч.год 2013-2014 уч.год2 2014-2015 Увеличилось количество детей с высоким уровнем в понимании грамматических структур, конструировании слов и предложений (с 28% до 50%).
Динамика формирования коммуникативных умений
. Увеличилось количество детей, которые отличаются активностью, умеют слушать и понимать речь. С учетом ситуации, легко входят в контакт, ясно и последовательно выражают мысли, пользуются формами речевого этикета с 15% до 50%.
Личностные результаты обучающихся
Год Кол-во обуч-ся Наименование личностного результата Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики 2013- 2014 29 Мотивация (выраженность интереса к занятиям) Интерес практически не обнаруживается 11 ч. – 38%

Интерес возникает лишь к новому материалу 5 ч. – 17 %

Интерес возникает к новым подходам решения учебных задач 4 ч. – 14% 3 ч. – 10% Устойчивый познавательный интерес, не выходящий за пределы изучаемого материала 7 ч. – 24% 17 ч.-59 % Постоянный интерес и творческое отношение к занятиям 2 ч. – 7% 9 ч.-31 % 2014- 2015 32 Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) 4 ч. – 13 % – Ученик не испытывает потребности в оценке своих действий 5 ч. – 16 % 1 ч. – 3 % Пытается оценить свои возможности, но не умеет аргументировать 17 ч. – 53 % 11 ч. – 34 % Может с помощью учителя оценить свои 6 ч. – 19 % 20 ч. –63 %
возможности Динамика прослеживается у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Большое внимание уделяю обеспечению
мотивационного обучения
, что способствует активному включению ребенка в процесс коррекции устной и письменной речи. Достигаю через: содержание учебного материала, организацию учебной деятельности, коллективные, групповые формы учебной деятельности, оценку учебной деятельности ребенка в безличной форме, в сравнительной динамике. Если в начале учебного года дети без желания, по необходимости шли на логопедические занятия, чтобы поиграть, то к концу года они уже имеют четкую цель. год Кол-во обуча- ющихся Наименование мониторинга Качественные показатели уровня мотивации 2012-2013 25 Мотивация учебной деятельности. Методика Н.Лускановой Высокий уровень – 3 Хорошая школьная мотивация -14 Низкая школьная мотивация – 7 Негативное отношение к школе- 1 2013-2014 29 Высокий уровень – 7 Хорошая школьная мотивация -17 Низкая школьная мотивация – 5 Негативное отношение к школе- 0 2014-2015 32 Высокий уровень – 9 Хорошая школьная мотивация -18 Низкая школьная мотивация – 5 Негативное отношение к школе- 0 В своей работе реализую
принцип коррекционной направленности
(единство в организации процессов воспитания, обучения, развития речи). Все приёмы и методы, применяемые мною, формируют осмысленное отношение школьника к усвоению языка. Комплексный подход к формированию и коррекции речи выражаю в: 1 . Коммуникативной направленности всего комплекса логопедического воздействия (слушание, говорение, письмо и чтение). 2. Одновременно работаю над всеми компонентами речевой системы. 3. Тесно связываю с образовательной программой по русскому языку. Это позволяет преодолевать трудности, возникающие у учащихся в процессе обучения.
Ставлю перед собой задачи:
 Сохранить физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи.  Осуществлять коррекцию недостатков про содич е ской, выразительной, эмоциональной стороны речи.  Успешно социализировать детей с дефектами речи.

Читайте также:
Программа 'Что за прелесть эти сказки'

Применяю следующие технологии:
1. Игровые (проблемное обучение, интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала). Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. 2. Технологии уровневой дифференциации (коллективный способ обучения, групповые технологии, индивидуальное обучение). 3. Технологии развивающего обучения (использование элементов РО систем, информационные технологии).
Внеурочная деятельность.
Кружок внеурочной деятельности «Лингва» – 68 часов. Программа ориентирована на воспитание самодостаточного человека с развитым коммуникативно-речевым и социокультурным кругозором, способным понимать и общаться на родном языке. Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: 1.определение уровня коммуникативных склонностей обучающихся; 2.создание условий для самореализации обучающихся, 3.развитие коммуникативных способностей детей. Результаты мониторинга, проведённого по «Методике выявления коммуникативных склонностей обучающихся» ( по Р.В. Овчаровой): 1.показатель выраженности коммуникативных склонностей: на начало года на конец года низкий уровень — 0,1—0,45 – 3 чел.; низкий уровень — 0,1—0,45 – 1 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 2 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 1 чел. средний уровень — 0,56—0,65 -3 чел.; средний уровень — 0,56—0,65 -4 чел. выше среднего — 0,66—0,75 -2 чел.; выше среднего — 0,66—0,75 -3 чел. высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел.; высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел. 2.созданы благоприятные условия для самореализации обучающихся: активное участие в школьных, городских и областных конкурсах; одарённые обучающиеся кружка привлекаются в качестве консультантов на уроках русского языка, проведённых в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок – аукцион, урок-КВН, урок – сказка, урок-проект и т.д.); 3.70 % обучающихся повысили коммуникативные способности, что на 20% выше стартовой диагностики.
Взаимодействие с другими специалистами.
1. Участвую в работе школьного ПМПк. Совместно с другими специалистами: учителем, психологом, медицинским работником,
родителями учащегося и социальным педагогом участвую в создании и реализации программы развития детей с целью преодоления речевых трудностей. 2. Осуществляю консультации и даю рекомендации родителям, учителям начальных классов, направленные на посильную помощь по формированию правильной речи. 3. Анализирую, совместно с учителями, контрольные работы по русскому языку и литературному чтению с целью наблюдения за речевой деятельностью детей. 4. Получаю методические и организационные рекомендации (по необходимости) от других логопедов района. 6. Осуществляю консультативно-методическую помощь (по необходимости и согласно перспективному плану) учителям начальной школы.
Работа с родителями.
1.Знакомлю родителей с результатами речевой диагностики. 2. Привлекаю родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков. 3. Оказываю консультативную помощь, приглашаю на занятия демонстрации приёмов работы над речевым материалом.
В области здоровьесбережения.
С целью создания оптимальных здоровьесберегающих условий мною: – изучены методы, методики и накопленный педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в работе педагога; – созданы необходимые условия для проведения логопедических занятий: приобретено необходимое оборудование (массажные коврики, су-джок тренажёры, развивающие игры), установлена регулируемая школьная мебель с органомической поверхностью, для детей с нарушением поведенческой сферы СДВГ – конторки; – организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей развития; – на занятиях создана атмосфера психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими; – с целью коррекции нарушения эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы заказано оборудование для сенсорной комнаты; – реализуется план работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
– активно применяю на занятиях современные технологии сохранения и стимулирования здоровья: ма с с а ж и с а м ома с с а ж, гимнастику корригирующую, дыхательную, для глаз, пальчиковую; игротреннинги, сказкотерапию, цветотерапию, кинезиологические упражнения С целью повышения активности детей на уроках провожу занятия в режиме динамической позы, т.е. строительство коррекционного процесса происходит на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности (предложение Базарного В. Ф.). Планирую логопедического занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались. Практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса можно переводить в положение «стоя» до трех раз (при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут). Применение данных технологий позволяет организовать учебную деятельность,
сохраняет

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

работоспособность,

исключает переутомление обучающихся.

Обобщение и распространение педагогического опыта
Имею практический опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками. Постоянно нахожусь в творческом поиске, повышаю свою квалификацию через самообразование, посещение открытых занятий с последующим анализом, через курсы. Большинство логопедических пособий изготавливаю сама. Применяю информационные технологии. Систематически посещаю РМО логопедов, участвую в семинарах, дискуссиях, обсуждениях значимых в коррекционной педагогике.
Трансляция опыта по теме самообразования

Анализ работы учителя-логопеда за год

Гатман Елена Геннадьевна

Учитель-логопед

МОУ СОШ № 5 г.Пыть-Ях

ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ МОУ СОШ № 5

Методическая тема школы: освоение и внедрение концентрированного обучения в Подростковой школе развития. Информатизация учебного процесса и повышение качества образования.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Задачи логопедической работы:

своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.

Задача первая: своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся.

В 20010-2011 учебном году была проведена следующая работа:

В начале учебного года 1-16 сентября проводилась дифференциальная диагностика речевых нарушений у учащихся начальной школы.

Была обследована устная речь:

-просодическая сторона речи(темп, ритм, интонация);

-фонетическая сторона речи (звукопроизношение);

-фонематические процессы ( звукоразличение, звуковой анализ и синтез);

-лексико-грамматический строй речи

Так же была обследована письменная речь:

-проверка навыков письма;

-выявление нарушений письма (характер и степень выраженности).

Выявлено: из 472 учащихся начальной школы 171 (36%) учащихся нуждаются в логопедической помощи.

Из них с диагнозом:

ФНР-48 учащихся ( 28%);

ФФНР -58 учащихся (34%);

с фонематическим недоразвитием-66 учащихся (39%) из них 2 учащихся с заиканием.

По результатам диагностики на логопедический пункт было зачислено 92 учащихся.

1 класс-22 учащихся (39% от числа выявленных);

2 класс-34 учащихся (68% от числа выявленных);

3 класс-11 учащихся (30% от числа выявленных);

4 класс-25 учащихся (93% от числа выявленных);

Предшкола-27учащихся (100% от числа выявленных);

Компенсирующий класс-13 человек (100% от числа выявленных).

В конце учебного года (11-25 мая) была проведена повторная диагностика речевого развития учащихся начальной школы.

Было отчислено 40 учащийся (44%)

ФФНР -3 учащихся;

с фонематическим недоразвитием-28 учащихся;

Таким образом, диагностика дает представление о состоянии речевого развития учащихся и позволяет определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта и в дальнейшем оказать своевременную коррекционную помощь, направленную на устранение у учащихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.

Задачи на 201 1 – 201 2 учебный год:

– учитывая тенденцию к увлечению количества детей с нарушениями речи и усложнению речевого дефекта, разработать диагностику обследования общего недоразвития речи детей дошкольного и младшего школьного возраст а, а так же диагностику заикающихся детей.

Задача вторая: коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению.

По результатам диагностики на логопедический пункт было зачислено 92 учащихся. Было проведено комплектование групп и сформированы группы с учетом речевой патологии:

– сложная форма дисграфии (2-4 классы)-10групп;

-ФФНР (1-4 классы)-7 группы;

– ФНР-(1-4 класс)-4 групп.;

-подготовительный класс- 1группа;

-компенсирующий класс-1 группа .

Основной формой организации являются групповые занятия. Группы комплектуются с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа ведется по коррекции письменной речи учащихся 2-4 классов, а так же по коррекции звукопроизношения.

Велась систематическая коррекционная работа, направленная на коррекцию звукопроизношения, на совершенствование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, развитие связной выразительной речи, развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению ( устойчивость внимания, способность к запоминанию, развитие мелкой моторики, слухового внимания и памяти , познавательной активности, навыков и приемов контроля и самоконтроля.

Велась работа по формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности; принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного; определение путей и средств достижения; умение работать с образцом и по образцу; умение работать в определенном темпе; умение применять новые знания; умение анализировать и оценивать свою работу).

Читайте также:
Консультация логопеда для воспитателей: Подготовка к школе детей с ЗПР

Задачи на 201 1 – 201 2 учебный год:

– для более успешной коррекционной работы обновить и дополнить кабинет дидактическим, раздаточным материалом, с учетом заданий разной степени сложности;

– приобрести рабочие тетради по коррекции акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.

Задача третья: своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

В 1 –х классах велась работа по предупреждению нарушений письменной речи. В подготовительном классе велись занятия по развитию связной речи. Так же 1 раз в неделю проводились занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в компенсирующем

Были посещены уроки обучения грамоте, русского языка и литературы в 1-4 классах.

Велся контроль за учетом специфических (дисграфических) ошибок в письменных работах учащихся по русскому языку. Создана база учета специфических ошибок в электронном виде по каждому классу начальной школы.

Задачи на 201 1 – 201 2 учебный год:

-продолжить работу на параллели 2-4 классов по коррекции нарушений письменной речи.

Задача четвертая: разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.

Проводились индивидуальные консультации с родителями и учителями по темам:

« Речевые нарушения и их коррекция», «Соблюдение фонетического режима в школе и дома», « Причины нарушения письменной речи», «Речевые нарушения и их коррекция», «Соблюдение фонетического режима в школе и дома», « Виды дисграфических ошибок», «Развитие речи детей в норме», « Домашний режим школьника» и др. Даны рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Проведены родительские собрания в 1-х классах в сентябре месяце по теме:

« Результаты обследования устной речи первоклассников» и собрание для будущих первоклассников по теме: « Норма речевого развития детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы».

На родительских собраниях и консультациях родители были ознакомлены с видами речевых нарушений, формами их проявления, приемами правильного речевого воспитания в семье, доступными методами коррекции, организацией логопедических занятий. В течение года поддерживался постоянный тесный контакт с родителями, сообщая им об успехах и пробелов детей, давались рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.

Так же проводились индивидуальные беседы с учащимися, посещающими логопедические занятия.

Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальной школы осуществляется так же путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучение передового опыта работы.

Так же были составлены памятки для учителей 1 классов и 2-4 классов по выявлению учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.

В рамках Марафона педагогических идей был дан открытый урок по коррекции акустической дисграфии по теме: «Дифференциация согласных К-Г».

Велась работа в школьной ПМПк и ПМПс с целью выявления и организации помощи учащимся с отклонениями в развитии на основе проведения комплексно-диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования.

Задачи на 201 1 – 201 2 учебный год:

особое внимание уделить должной преемственности в работе школьного логопеда и логопеда детского сада.

разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей детей дошкольного возраста с целью выявления и оказания своевременной логопедической помощи детям с нарушениями речи.

Анализ работы учителя-логопеда

Управление образования администрации Курагинского района

МБОУ Рощинская сош №17

Низамутдиновой Светланы Николаевны

за 2016 – 2017 учебный год

Дата предоставления отчета

Педагогический университет «Первое сентября»

«Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения». 72ч. Удостоверение. Регистрационный номер 233-642-857 2014г.

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи. Для достижения этой цели использовала следующие задачи:

1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.

3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:

А) логопедическое обследование детей;

Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагал работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.

В) экспертные опросы педагогов и родителей;

В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)

Читайте также:
Конспект НОД 'Звук Р'

Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:

— обследование состояния общей моторики

— исследование произвольной моторики пальцев рук

— обследование артикуляционного аппарата:

обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;

исследование движений артикуляционого аппарата

— звукового анализа и синтеза

— зрительного восприятия и узнавания

— пространственных представлений и ориентации

— общих представлений о предметах

— представлений о времени

— сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.

Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки и т.д.

Обследование с учетом инициатора обращения

1кл 2кл 3кл 4кл 5кл 6кл 7кл 8-9кл Итого
Запрос родителя 4 4
Запрос ПМПконсилиума Центра 8 11 1 1 1 3 2 5 32

Результат обследования с учетом выявленных проблем

1кл 2кл 3кл 4кл 5кл 6кл 7кл 8-9 кл Итого
онр
тнр 4 3 7
Фонетическое нарушение речи
Фонематическое недоразвитие речи
ффн
Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи 3 8 1 1 13
Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи 1 1 1 2 2 5 12
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи
Нарушение чтения и письма, обусловленное грубой несформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи 1 1
Заикание

Используемые диагностические методики (автор, название)

Обследование уровня речевого развития Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов

В середине учебного года было проведено динамическое обследование речи детей, а в конце учебного года проведено итоговое обследование речи с целью оценки результативности проведенной коррекционной работы, оценки динамики в речевом развитии. Результаты обследования были занесены в речевую карту установленного образца, что позволило выстроить маршрут индивидуально-ориентированной логопедической работы, разделить детей на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить динамику речевого развития. На каждого обследованного ученика был составлен логопедический профиль, написано логопедическое заключение. По результатам обследования на каждого были разработаны индивидуально-ориентированные программы логопедического сопровождения. Составлено расписание индивидуальных и фронтальных занятий.

Коррекционно-развивающее

По данному направлению была проведена следующая работа:

подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.

1кл 2кл 3кл 4кл 5кл 6кл 7кл Итого
Всего детей 8 11 1 1 21
Индивидуальная работа (кол-во детей) 8 8
Групповая работа (кол-во групп и в них детей) 2 группы по 4 человека 2 группы по 5 человек

ПРОГРАММЫ«Программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с ТНР 1-4 классы»

«Программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР 1-4 классы»
«Программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с УО 1-4 классы»
« Программа коррекции звуковой стороны речи»

Используемые коррекционно-развивающие методики (автор, название)

Коррекция нарушений речи у детей с ЗПР Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления
Коррекция нарушений речи у детей с УО Лалаева Р.И. Развитие речи умственно отсталых школьников
Коррекция нарушений речи у детей с ОНР Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений.
Коррекция нарушений речи у детей с ТНР Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Программа работы с детьми1-х классов»
Читайте также:
Нейропсихологические приёмы в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Коррекционно-логопедическая работа с детьми была построена с учетом их образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей. Вся работа шла с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей детей, их способностей и сензитивных периодов развития.

Взаимодействие с детьми на занятиях носило системный и конструктивный характер, реализовалось через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные, и т.д.). Большое внимание уделялось оптимизации логопедической работы, поэтому часто использовались занятия, разнообразные по построению: занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-тренинг.

Аналитическое направление

Динамика развития воспитанников

В конце учебного года подведены итоги работы за год. Проведено итоговое диагностическое обследование учащихся. Динамика результатов отражена в таблице

Значительно улучшилось Незначительно улучшилось Динамика отсутствует
Звукопроизношение 10 3
Грамматический строй речи 14 7
Словарь и словообразование 15 6
Связная речь 10 11
Чтение 21
Письмо 21
Состояние устной речи Положительная динамика Незначительная динамика Скорректировано Динамика отсутствует
1кл. 6 1 1
2кл. 7 2 2
3кл 1
4кл. 1
5кл.
6кл.
7кл.
Итого 14 (66%) 3 (14%) 4 (19%)

Результативность: (кол-во)

— Выведены в норму: 4 человека

Из таблицы видно, что к концу учебного года у 66% обучающихся отмечена положительная динамика. У 19% обучающихся речевые нарушения были полностью устранены.

Незначительная динамика была выявлена в основном у детей с ОВЗ, так же объясняется еще и тем, что было проведено недостаточное количество логопедических занятий с этими детьми, в связи с большим количеством детей, охваченных логопедической коррекцией.

Исходя из результатов обследования, показывающих положительную динамику речевого развития, проведенную индивидуальную и групповую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в структуре программ, методической оснащенности и в планировании логопедической работы, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования коррекционно-развивающего направления деятельности.

IV. Консультативно-просветительское

Родителям Педагогам Специалистам
Консультации + +
Рекомендации + +
Родительские собрания + + +
Тренинги

Консультации для педагогов по следующим темам:«Важность развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

«Специфические ошибки письма у детей и способы их предупреждения и преодоления»

«Специфические ошибки чтения у детей и способы их предупреждения и преодоления»

«Особенности речевого развития умственно отсталых школьников»

«Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития»

«Формирование языкового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи»

«Формирование словаря у детей с нарушениями речи»

«Формирование грамматического строя у детей с нарушениями речи»

«Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями»

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Для конструктивного взаимодействия с родителями в течении учебного года проводила консультации по вопросам речевого развития детей. Так же связь с родителями осуществлялась через тетрадь домашних заданий.

В рамках школьного психолого-педагогического консилиума совместно с другими специалистами были даны рекомендации по написанию адаптированных образовательных программ.

Принимала участие в родительском собрании в подготовительной к школе группе, выступила по теме «Речевые нарушения и их последствия при обучении в школе».

Организационно-методическое

( к каким мероприятиям осуществлялась подготовка в течение года, подготовленные программы, статьи, методические рекомендации, пособия, статьи в районный сборник «Труд и творчество педагогов»)

межмуниципальный методический форум по югу Красноярского края «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «читательская грамотность»)»

Практикум: «Творческая гостиная»

1. Участие в творческой группе проектной деятельности по теме:
«Логопедическое сопровождение учащихся 1-4 классов ТНР в условиях ФГОС»1класс.Рабочая программа для детей с ТНР.

2.Использование логопедической игры «Лото» на занятиях.

мастер–клас по теме: «Формирование универсальных действий при работе с текстами на уроке и внеурочной деятельности»

Учитель-логопед С.Н. Низамутдинова

. Подготовлена презентация по теме «Система логопедической работы с детьми младшего школьного возраста при стертой алалии».

3. Оформила буклет «Логопедические упражнения при коррекции стертой формы дизартрии».

4. Предложила алгоритм решения орфографических задач.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: