Отчёт о работе учителя-логопеда ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида» за учебный год
о работе учителя-логопеда ГКС(К)ОУ «Введенская школа-интернат VIII вида»
Всего выявлено с нарушениями речи 42 обучающихся
Принято на занятия
В учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе программы по преодолению нарушений письма у младших школьников , а также на основе перспективного планирования для детей с системным нарушением речи и интеллектуальным недоразвитием согласно результатам проведённого первичного обследования.
В результате на занятия было зачислено 42 обучающихся, из них 42 с нарушениями письменной речи, с фонетическими нарушениями 36.
Из зачисленных детей было сформировано 7 групп, индивидуальные занятия по коррекции произношения посещало 27 человек.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.
Коррекционной воздействие осуществлялось на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда.
В прошедшем учебном году работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:
I. Организационная работа.
1. Проведено логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией и заполнены речевые карты.
2. Обучающиеся, нуждающиеся в логопедической помощи, зачислены в группы с учётом возраста и речевого дефекта.
3. Составлено расписание логопедических занятий и согласовано с администрацией школы.
4. Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий.
5. В течение году регулярно пополнялись материалом логопедические уголки в классах и группах.
6. Каждую четверть обновлялся материал для детей и родителей на общешкольном информационном стенде и общешкольном логопедическом уголке.
7. Логопедический кабинет был пополнен новыми пособиями:
· Пособия для формирования навыка чтения и звуко-буквенного анализа.
· «Буквы», «Звуки и буквы».
· Набор текстов для проверки техники чтения.
· Артикуляционные профили звуков.
· Альбом по развитию речи.
· Дидактические игры на дифференциацию и автоматизацию звуков речи.
· Дидактическая игра «Делим слова на слоги».
· Пособие с картинками, изображающими слова-паронимы.
· Символы гласных звуков.
· Приобретены тетради для занятий с детьми: «Правильно произносим звук С», «Фонетические рассказы и сказки в 3 частях», «Рассказы о временах года».
II. Коррекционная работа.
1. В течение учебного года проводились коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.
2. Результаты коррекционной работы представлены в аналитической справке по итогам мониторинга.
III. Научно-методическая работа.
1. Инновационная деятельность:
· Разработана система логопедических пятиминуток для обучающихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, получена положительная рецензия заместителя директора по учебной работе
2. Консультации для педагогов:
· «Коррекция дизартрии у детей с интеллектуальным недоразвитием», для МО начальных классов.
· «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», для МО начальных классов, 27.04.11г.
· «Системное недоразвитие речи у детей с интеллектуальным недоразвитием», для педагогов школы, 26.05.11г.
3. Консультации для родителей, патронатных воспитателей, воспитателей Введенского детского дома:
· «Коррекция звукопроизношения детей с интеллектуальным недоразвитием», 22.01.11г.
· «Как бороться со сквернословием детей», на общешкольном родительском собрании от 30.12.10г.
· Индивидуальные консультации родителям 1-2 класса, в течение года, в конце каждой четверти и в конце года.
· Индивидуальные консультации в течение года (работа на консультпункте).
4. Выступления, сообщения на педсоветах, совещаниях, семинарах по олигофренопедагогике, ОУУН внутри школы и в ИРОСТ Курганской области:
· «Просодическая сторона речи и её коррекция», семинар по ОУУН от 27.04.11г.
· «Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», педсовет от 20.04.11г.
· «Релаксация по методике Джейкобсона», совещание учителей от 24.01.11г.
· «Умение работать с учебной литературой и дополнительными источниками информации», семинар по ОУУН от 01.02.11г.
5. Представление собственного педагогического опыта на областном и межрегиональном уровне:
· «Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», семинар в ИРОСТ Курганской области от 12.05.11г.
· «Речевые пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида», межрегиональные IX психолого-педагогические чтения «Инновационная деятельность в психолого-педагогическом сопровождении детей с отклонениями в развитии» в г. Шадринске от 14.04.11г.
· Открытое занятие для обучающихся 1-2 классов по теме «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и словосочетаниях», 17.02.11г., имеется положительный отзыв педагога-психолога с высшей категорией
· Открытое занятие для обучающихся 3 класса по теме «Коррекция выразительности речи», 27.04.11г.
· Внеклассное открытое мероприятие, направленное на снятие словесной агрессии, «Хорошо и там и тут, где по имени зовут», 17.05.11г., имеются анализы коллег-педагогов с отличной оценкой.
· Логопедический утренник «Путешествие по стране красивой речи» от 24.05.11г., видеоматериалы и мультимедиапрезентация прилагаются.
· Практический показ с группой девочек игры на релаксацию, снятие мышечного напряжения и переключение внимания «Морские волны», 24.01.11г.
6. Участие в семинарах и курсах для специалистов области:
· Семинар в ИРОСТ Курганской области для учителей-логопедов ОУ и воспитателей речевых групп ДОУ по проблеме «Современные подходы к диагностике и коррекции развивающих аспектов сопровождения детей с нарушениями речи», объёмом 72 часа, 19.09-30.09.10г., ответственные ,
· Постоянно действующий семинар в ИРОСТ Курганской области для учителей-логопедов, педагогов классов КРО, педагогов СКОУ, учителей начальных классов, классов массовых школ по теме «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи школьников», объёмом 24 часа, март-июнь 2011 г., ответственные ,
IV. Взаимосвязь с другими специалистами ОУ:
1. Ознакомление с результатами диагностики, проведённой психологом школы.
2. Диагностика общей моторики и представление её результатов преподавателю физкультуры и ЛФК.
3. Ознакомление с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку и чтению) и воспитателей младшей группы.
4. Посетила открытое логопедическое занятие учителя-логопеда высшей категории ГУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» по теме «Птицы весной (по коррекции связной речи)», 14.04.11г.
5. Посетила индивидуальные коррекционные занятия психолога: по коррекции восприятия и различения основных цветов (17.11.10г.), по коррекции предметно-образного мышления: классификация и обобщение предметов (27.12.10г.).
6. Посетила коррекционные занятия ЛФК в 1 классе: 5.10.10г по теме «Комплексы коррекционных упражнений», 9.11.10г. по теме «Система упражнений для укрепления и развития мышц кистей и пальцев рук», 5.04.11г. по теме «Дыхательная гимнастика».
7. Посетила коррекционное занятие по ритмике 7.04.11г. по теме «Танцевальные упражнения «Весёлые ладошки».
8. Посетила открытые занятия уроков чтения и в 1 и во 2 классах соответственно, 18.05.11г.
9. Посетила открытые занятия в младшей группе воспитателя по темам: «Водный транспорт» от 23.03.11г. и «Сказ о том, как Баба-Яга без избы осталась» от 19.04.11г.
10. Регулярно готовила необходимую документацию к заседаниям школьной и областной ПМПк и активно участвовала в работе школьной ПМПк.
11. Проводилось еженедельное консультирование педагогов школы по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе направленной на устранение речевого недоразвития.
12. Дала индивидуальные консультации по методике коррекционной работы к урокам на темы «Дифференциация С-З» (19.01.11г.), «Звук и буква Гг» (18.02.11г.), «Звук и буква Чч» (19.03.11г.); к занятияю по самоподготовке (16.12.10г.); к занятию по самодготовке (15.02.11г.).
13. Велась тетрадь взаимосвязи между логопедом и воспитателями.
14. Логопедические уголки классов и групп регулярно обновлялись новой информацией.
15. Организовывалось присутствие родителей во время логопедического обследования и сообщение родителям результатов обследования.
16. Проведено анкетирование родителей в мае 2011г.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу учителя-логопеда за учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида
В статье представлен анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида.
В ходе осуществления и решения задач коррекционной логопедической работы за данный период велась плановая работа по следующим направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативное;
- организационное;
- методическое.
Диагностическая работа
В начале учебного года было проведено комплексное обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 7 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. Изучалось состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровень сформированности учебных навыков. Изучение велось путем обследования, наблюдения, тестирования.
Организационная работа
На логопедические занятия было принято 19 учащихся, из них:
- 4 учащихся 1 класса,
- 4 учащихся 3 класса,
- 4 учащихся 4 класса,
- 6 учащихся 5 классов,
- 1 учащийся 7 класса.
На каждого ребёнка была оформлена вся необходимая документация, в том числе индивидуальный план развития ребёнка.
Дети-логопаты были укомплектованы в группы и подгруппы. Было составлено расписание занятий, определён перспективный план работы с каждой группой. В зависимости от речевого нарушения были сформированы группы и подгруппы со следующими речевыми патологиями:
п/п
ФИ учащегося
Группа
Логопедическое заключение
Системное недоразвитие речи легкой степени
Системное недоразвитие речи средней степени
Системное недоразвитие речи тяжелой степени
Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
Оптическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия
Акустическая дисграфия
Расписание занятий составлялось с учетом классного расписания уроков и утверждено директором школы.
Коррекционная работа
Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся. Результаты отражались в специальной речевой карте.
Согласно расписанию проводились групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов.
Организация индивидуальной работы с учащимися
ФИ учащегося
Дни занятий
С улучшениями год закончили следующие учащиеся:
Таким образом, 10 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 52% всех детей посещающих занятия.
Консультационно-просветительская деятельность
В течение 2015-2016 года проводилась консультативно-просветительская работа:
1. Выступления на педсовете школы «Организация логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ», на заседании школьной ПМПк «Характеристика речи вновь поступивших детей в 2015-2016 учебном году».
2. Консультации, беседы педагогам школы «Роль учителя в формировании грамматически правильной речи», «Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом», «Использование логопедических приемов на уроках русского языка, чтения, и развития речи», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие навыков звукобуквенного анализа у учащихся младших классов».
3. Консультации, беседы родителям «Информирование родителей о результатах логопедического обследования», «Обучение некоторым логопедическим приемам работы в семье», «Речевая подготовка детей к школе в семье», «Почему ребенок говорит неправильно, «Родителям о речи ребенка», «Что такое звуковой анализ и синтез и зачем они нужны?», «Учим детей рассказывать», «Развитие речи детей через общение и игру».
Самообразование
Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».
На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:
1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.
2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.
3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.
4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:
Интернет-ресурс
Название материала
Серия, № публикации
5. Принято участие в Международной педагогической конференции «Современные информационные технологии в практике работы педагога» на Всероссийском образовательном Портале «Продленка.орг». Название работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида»
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.
- Приобретение наглядных пособий «Ягоды», «Домашние животные».
- Изготовление картотеки дыхательной гимнастики.
- Пополнение раздаточного материала по коррекции акустической, оптической, аграмматической дисграфий.
- Пополнение раздаточного материала по развитию психических процессов.
Проанализировав логопедическую работу учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.
Положительных результатов в логопедической работе удалось достичь благодаря тщательному логопедическому обследованию, установлению причин речевых нарушений, правильному логопедическому заключению, чёткому планированию логопедической работы в целом и составлению индивидуальных программ логопедического сопровождения, совместной работе с воспитателями и учителями, использованию в работе современных образовательных технологий и методик.
Анализ логопедического обследования на начало и конец 2015-1216 учебного года, а также проведённая логопедическая работа позволили сформулировать задачи на 2016-2017 учебный год:
- Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения, по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.
- Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.
- Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.
Портфолио Ржевской С.И.
Содержание
- 1 Автор портфолио
- 2 Образовательное учреждение
- 3 Должность
- 4 Педагогическое кредо
- 5 Эссе
- 6 Мои воспитанники
- 7 Цель создания электронного портфолио
- 8 Использование современных образовательных технологий и методик в образовательном процессе
- 9 Внеклассная работа
- 10 Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
- 11 Непрерывное профессиональное саморазвитие за последние 5 лет
Автор портфолио
“Ничто для нас столь обыкновенно,ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.” (Александр Радищев).
Образовательное учреждение
Государственное казённое специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Введенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
На логопедических занятиях в ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Введенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Должность
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Педагогический стаж работы – 14 лет.
Стаж работы в должности учителя-логопеда – 6 лет.
Педагогическое кредо
“Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам”.
(А.С. Макаренко)
Долгим был мой путь в профессию логопеда, но сегодня я с уверенностью могу сказать, что занимаюсь любимым, интересным, важным и полезным делом, своим делом, и поэтому я счастливый человек. А работаю я с особенной категорией ребятишек, называемых сегодня детьми с особыми образовательными потребностями. Мои воспитанники не участвуют в предметных олимпиадах, не добиваются высоких результатов в интеллектуальной деятельности. Главное в обучении детей с интеллектуальным недоразвитием – социальная адаптация в обществе. Учитель-логопед играет в этом не последнюю роль. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода. Несмотря на все сложности профессии, работу свою люблю и не представляю без неё своей жизни. Что это значит? Это значит, что когда заканчивается рабочий день ты не перестаёшь быть учителем-логопедом и думаешь о детях и их проблемах, о программах и планах, о занятиях и методических мероприятиях. И это тоже делает меня счастливой! А самое главное – это осознание того, что ты делаешь важное и полезное дело.
Годовой отчет учителя-логопеда за 2018-2019 уч.г.
СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
« Ярцевская общеобразовательная школа-интернат»
Годовой отчет учителя – логопеда
за 2018 / 2019 уч. г.
Подготовила Вавилова О.И. ,
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Вся работа, проделанная в 2018/ 2019уч. года, проводилась по 5 основным направлениям:
– диагностическая деятельность;
– коррекционно – развивающая деятельность;
– консультативная деятельность;
– просветительская и профилактическая деятельность;
– организационно – методическая деятельность.
I. Диагностическая деятельность включала:
– знакомство с личными делами обучающихся, с данными медицинского обследования, сбор анамнеза, психолого -педагогической документации;
– логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся, воспитанников (логопедическая диагностика – первичная (стартовая );
– комплектование групп детей, зачисленных на логопедические занятия в текущем году, выделение детей для индивидуальной работы, регистрация детей, поставленных на очередь, для получения логопедической помощи;
– составление расписания логопедических занятий;
– составление перспективных планов работы с группой детей и индивидуальных планов коррекционно-логопедической работы, индивидуально – коррекционных программ.
Логопедическое обследование ( первичная /стартовая диагностика) проводилось в начале учебного года ( с 1 по 23 сентября):
– обследование устной и письменной речи обучающихся 4 – 6-х кл.
Кроме того, проводилась диагностика вновь прибывших в течение года детей
Всего за 2018 – 2019 уч. год было обследовано 31 человек, из них:
13 обучающихся 4б кл.
8 обучающихся 5-х кл.
10 обучающихся 6-х кл.
По результатам логопедического обследования выявлено _14 обучающихся соспецифическими нарушениями речи, из них:
5 чел. – обучающихся 4б кл.
7 чел. – обучающихся 5 – х кл.
2 чел. – обучающихся 6 –х кл.
На логопедические занятия в текущем учебном году зачислено 10 чел., из них:
4- й класс – 4 чел.
5–й класс – 4 чел.
6- й класс – 2 чел.
По основному диагнозу ( заключение психиатра )распределение следующее:
1 Дети с УО (умственной отсталостью / интеллектуальной недостаточностью) – 10 чел., из них:
– легкой степени – 9 чел. ( F 70 с вариациями )
– умеренной степени – 1 чел. ( F 71)
По уровню сформированности речи, зачисленные на логопедические занятия, обучающиеся имеют следующие нарушения речи :
Системное недоразвитие речи (СНР) – 10 чел., из них:
СНР при УО – 10 чел.
– легкой степени – 6 чел.
– средней степени – 2 чел.
– тяжелой степени – 2 чел.
Нарушения устной речи выявлены у 10 обучающихся и представлены следующейречевой патологией:
По типу алалии – 2 чел.
Дизартрия – 5 чел.
Нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия) – 10 чел. :
– с сопутствующими фонетическими дефектами – 9 чел.
– без фонетических нарушений – 1 чел.
После зачисления детей – логопатов на логопедические занятия, проводилась работа по комплектованию групп и выделению обучающихся на индивидуальную работу.
По индивидуально – коррекционному плану осуществляется работасо всеми обучающимися. На индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения выделено 9 человек.
Заведена и ведется необходимая документация.
II. Коррекционно – развивающая деятельность представлена системой индивидуальных и групповых логопедических занятий в соответствии с планами работы, основной целью которых является коррекция и развитие устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
С 16.09 по 24. 05 текущего учебного года проводилась систематическая, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с обучающимися, воспитанниками с ОВЗ (исключая период каникул).
После завершения логопедических занятий в 2018/2019 уч. г. были проанализированы результаты работы с точки зрениядинамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных умений и навыков в целом.
Положительная динамика развития и коррекции речи наблюдается у 3-х обучающихся с ОВЗ.(30%).
Стабильная динамика – у 4-х обучающихся (40%)
У 3-х детей динамика незначительная, что связано с тяжестью речевого недоразвития в сочетании с УО, что составляет 30% от общего количества обучающихся
III. Консультативная деятельность.
Осуществлялось консультирование педагогов и родителей, а также лиц их заменяющих, по результатам логопедического обследования, проведенного в начале учебного года ( первичная диагностика), в середине года (текущая диагностика, после периода коррекционной работы), по выбору наиболее эффективных путей обучения и воспитания детей с речевой патологией, с ОВЗ, в конце года (итоговая диагностика).
2. Взаимодействие с учителями и воспитателями, узкими специалистами (психологом, социальными педагогами), врачом или другим медперсоналом.
IV. Просветительская и профилактическая деятельность.
Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей (беседы, выступления на заседаниях МО, собраниях и совещаниях, на Педсовете школы):
Индивидуальные беседы с родителями детей-логопатов;
Буклеты, памятки и другие материалы для родителей в папке-передвижке по развитию звуковой культуры речи (артикуляторной, дыхательной гимнастики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков); по аутизму, по воспитанию и обучению, социализации детей..
V. Организационно – методическая деятельность.
Работа в рамках школьной ПМПк (консилиума):разработка планов психолого- логопедического сопровождения детей, коррекционно-развивающих программ для обучающихся с трудностями в обучении, общении, поведении, коррекционно-реабилитационных программ для детей-инвалидов. Подготовка документов для представления в ПМПК, консультирование и помощь в составлении характеристик и других документов для различных организаций, специалистов.
Работа в рамках ТПМПК в качестве руководителя ТПМПК и учителя-логопеда.
Проведение заседаний ТПМПК с целью своевременного выявления детей раннего, дошкольного и школьного возраста с особенностями в физическом и /или психическом развитии и /или отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
За период с 28.08.2018 по 01.06.2019 было обследовано 406 обучающихся в возрасте от 3-х до 18 лет.
Консультативная работа с родителями, специалистами, работниками ОУ, Комитетами и Отделами образования, органами опеки и попечительства, специалистами здравоохранения Ярцевского, Сафоновского, Духовщинского, Дорогобужского районов по вопросам образования и воспитания детей с особенностями развития, коррекции, реабилитации детей-инвалидов.
За текущий учебный год проконсультировано 246 человек.
3. Повышение компетентности.
Участие в семинаре –совещании при Департаменте Смоленской области по образованию и науке на базе СОГБОУ ЦПМС “Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей”г. Смоленск , ул.Неверовского, д.26 по теме: «Особенности организации специальных условий образования детей с нарушениями зрения»
Подготовка и выступление совместно с учителем – дефектологом и учителем –логопедом СОГБОУ «Ярцевская общеобразовательная школа-интернат» с презентацией и сообщением по теме «Особенности организации специальных условий образования детей с интеллектуальными нарушениями (17.12.2018 г.)
Участие во Всероссийской научно-практической конференции для специалистов ПМПК 26-27.10.2018г. в г. Москва РУДН «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры ПМПК»
Очное участие в работе всероссийского семинара для руководителей и специалистов ПМПК. 16-17.05 2019 г.Москва РУДН.
Приняла участие в вебинаре по теме «Содержание деятельности ПМПк (консилиума) при сопровождении образовательных программ для детей с ОВЗ»
Выступления на заседаниях ПМПк в соответствии с Планом ПМПк.
Участие в работе Педагогического Совета школы, выступления с отчетами о проделанной работе.
Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета.
Подготовка наглядных и учебно-методических пособий;
приобретение наглядного дидактического материала и пополнение библиотеки методической литературы, в том числе видеотеки и аудиотеки.
Приложение 1
Итоги мониторинга речевого развития обучающихся, получивших
логопедическую помощь в 2018-2019 уч. г.
Качественные результаты освоения обучающимися коррекционного курса «Логопедические занятия»
Альманах педагога
Автор: Краснова Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: “Анализ коррекционной работы учителя-логопеда ОУ”
Раздел: среднее профессиональное
Анализ работы
учителя – логопеда Красновой Елены Петровны за 2014-2015 учебный год
Общий педагогический стаж: 24года
Стаж по специальности работы учителем – логопедом: 3года
Квалификационная категория:
первая
2015 год
Коррекционная деятельность
Результативность.
За три года коррекционно – логопедической работы логопункта
прослеживается положительная динамика у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися корекционных логопедических программ
Учебный год Класс Количество обучающихся Результаты освоения 2012-2013 1-4 классы 25 100% 2013-2014 1-4 классы 29 100% 2014-2015 1-4 классы 32 100% К 2015 году уменьшилось количество детей, выпущенных с незначительно улучшенной речью за счёт увеличения количества детей с качественной и хорошей речью. 2013-2014 уч год 2014-2015 уч.год 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% улучшеная речь качественная речь хорошаяч речь За год процент выпущенных детей с качественной речью увеличился с 28 % до 40%, с хорошей с 15% до 20%. Отсутствуют первоклассники, не освоившие программу 1 класса, неуспевающих по русскому языку и литературному чтению в начальных классах нет; снизился процентный показатель младших школьников, имеющих нарушения в устной и письменной речи.
Динамика формирования монологической речи.
Динамика прослеживается у 100% учащихся (воспитанников) в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Увеличилось количество детей, самостоятельно справляющихся с различными видами речевой деятельности: последовательный пересказ, пересказ описательного характера, пересказ описательного – повествовательного характера (от 22% до 68%). 15% 61% 21% 3%
Уровни речевого развития учащихся-логопатов
Высокий уровень речевого развития Средний уровень речевого развития Низкий уровень речевого развития Очень низкий уровень ре- чевого развития
Динамика формирования грамматического строя речи.
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 2013-2014 уч.год 2013-2014 уч.год2 2014-2015 Увеличилось количество детей с высоким уровнем в понимании грамматических структур, конструировании слов и предложений (с 28% до 50%).
Динамика формирования коммуникативных умений
. Увеличилось количество детей, которые отличаются активностью, умеют слушать и понимать речь. С учетом ситуации, легко входят в контакт, ясно и последовательно выражают мысли, пользуются формами речевого этикета с 15% до 50%.
Личностные результаты обучающихся
Год Кол-во обуч-ся Наименование личностного результата Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики 2013- 2014 29 Мотивация (выраженность интереса к занятиям) Интерес практически не обнаруживается 11 ч. – 38%
–
Интерес возникает лишь к новому материалу 5 ч. – 17 %
–
Интерес возникает к новым подходам решения учебных задач 4 ч. – 14% 3 ч. – 10% Устойчивый познавательный интерес, не выходящий за пределы изучаемого материала 7 ч. – 24% 17 ч.-59 % Постоянный интерес и творческое отношение к занятиям 2 ч. – 7% 9 ч.-31 % 2014- 2015 32 Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) Самооценка (самооценка деятельности на занятиях) 4 ч. – 13 % – Ученик не испытывает потребности в оценке своих действий 5 ч. – 16 % 1 ч. – 3 % Пытается оценить свои возможности, но не умеет аргументировать 17 ч. – 53 % 11 ч. – 34 % Может с помощью учителя оценить свои 6 ч. – 19 % 20 ч. –63 %
возможности Динамика прослеживается у 100% учащихся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы. Большое внимание уделяю обеспечению
мотивационного обучения
, что способствует активному включению ребенка в процесс коррекции устной и письменной речи. Достигаю через: содержание учебного материала, организацию учебной деятельности, коллективные, групповые формы учебной деятельности, оценку учебной деятельности ребенка в безличной форме, в сравнительной динамике. Если в начале учебного года дети без желания, по необходимости шли на логопедические занятия, чтобы поиграть, то к концу года они уже имеют четкую цель. год Кол-во обуча- ющихся Наименование мониторинга Качественные показатели уровня мотивации 2012-2013 25 Мотивация учебной деятельности. Методика Н.Лускановой Высокий уровень – 3 Хорошая школьная мотивация -14 Низкая школьная мотивация – 7 Негативное отношение к школе- 1 2013-2014 29 Высокий уровень – 7 Хорошая школьная мотивация -17 Низкая школьная мотивация – 5 Негативное отношение к школе- 0 2014-2015 32 Высокий уровень – 9 Хорошая школьная мотивация -18 Низкая школьная мотивация – 5 Негативное отношение к школе- 0 В своей работе реализую
принцип коррекционной направленности
(единство в организации процессов воспитания, обучения, развития речи). Все приёмы и методы, применяемые мною, формируют осмысленное отношение школьника к усвоению языка. Комплексный подход к формированию и коррекции речи выражаю в: 1 . Коммуникативной направленности всего комплекса логопедического воздействия (слушание, говорение, письмо и чтение). 2. Одновременно работаю над всеми компонентами речевой системы. 3. Тесно связываю с образовательной программой по русскому языку. Это позволяет преодолевать трудности, возникающие у учащихся в процессе обучения.
Ставлю перед собой задачи:
Сохранить физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи. Осуществлять коррекцию недостатков про содич е ской, выразительной, эмоциональной стороны речи. Успешно социализировать детей с дефектами речи.
Применяю следующие технологии:
1. Игровые (проблемное обучение, интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала). Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. 2. Технологии уровневой дифференциации (коллективный способ обучения, групповые технологии, индивидуальное обучение). 3. Технологии развивающего обучения (использование элементов РО систем, информационные технологии).
Внеурочная деятельность.
Кружок внеурочной деятельности «Лингва» – 68 часов. Программа ориентирована на воспитание самодостаточного человека с развитым коммуникативно-речевым и социокультурным кругозором, способным понимать и общаться на родном языке. Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: 1.определение уровня коммуникативных склонностей обучающихся; 2.создание условий для самореализации обучающихся, 3.развитие коммуникативных способностей детей. Результаты мониторинга, проведённого по «Методике выявления коммуникативных склонностей обучающихся» ( по Р.В. Овчаровой): 1.показатель выраженности коммуникативных склонностей: на начало года на конец года низкий уровень — 0,1—0,45 – 3 чел.; низкий уровень — 0,1—0,45 – 1 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 2 чел.; ниже среднего — 0,46—0,55 – 1 чел. средний уровень — 0,56—0,65 -3 чел.; средний уровень — 0,56—0,65 -4 чел. выше среднего — 0,66—0,75 -2 чел.; выше среднего — 0,66—0,75 -3 чел. высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел.; высокий уровень — 0,76—1 – 0 чел. 2.созданы благоприятные условия для самореализации обучающихся: активное участие в школьных, городских и областных конкурсах; одарённые обучающиеся кружка привлекаются в качестве консультантов на уроках русского языка, проведённых в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок – аукцион, урок-КВН, урок – сказка, урок-проект и т.д.); 3.70 % обучающихся повысили коммуникативные способности, что на 20% выше стартовой диагностики.
Взаимодействие с другими специалистами.
1. Участвую в работе школьного ПМПк. Совместно с другими специалистами: учителем, психологом, медицинским работником,
родителями учащегося и социальным педагогом участвую в создании и реализации программы развития детей с целью преодоления речевых трудностей. 2. Осуществляю консультации и даю рекомендации родителям, учителям начальных классов, направленные на посильную помощь по формированию правильной речи. 3. Анализирую, совместно с учителями, контрольные работы по русскому языку и литературному чтению с целью наблюдения за речевой деятельностью детей. 4. Получаю методические и организационные рекомендации (по необходимости) от других логопедов района. 6. Осуществляю консультативно-методическую помощь (по необходимости и согласно перспективному плану) учителям начальной школы.
Работа с родителями.
1.Знакомлю родителей с результатами речевой диагностики. 2. Привлекаю родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка; закреплении ребёнком полученных знаний, речевых умений и навыков. 3. Оказываю консультативную помощь, приглашаю на занятия демонстрации приёмов работы над речевым материалом.
В области здоровьесбережения.
С целью создания оптимальных здоровьесберегающих условий мною: – изучены методы, методики и накопленный педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в работе педагога; – созданы необходимые условия для проведения логопедических занятий: приобретено необходимое оборудование (массажные коврики, су-джок тренажёры, развивающие игры), установлена регулируемая школьная мебель с органомической поверхностью, для детей с нарушением поведенческой сферы СДВГ – конторки; – организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей развития; – на занятиях создана атмосфера психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими; – с целью коррекции нарушения эмоционального состояния детей и создания условий для нормального функционирования их нервной системы заказано оборудование для сенсорной комнаты; – реализуется план работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
– активно применяю на занятиях современные технологии сохранения и стимулирования здоровья: ма с с а ж и с а м ома с с а ж, гимнастику корригирующую, дыхательную, для глаз, пальчиковую; игротреннинги, сказкотерапию, цветотерапию, кинезиологические упражнения С целью повышения активности детей на уроках провожу занятия в режиме динамической позы, т.е. строительство коррекционного процесса происходит на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности (предложение Базарного В. Ф.). Планирую логопедического занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались. Практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса можно переводить в положение «стоя» до трех раз (при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут). Применение данных технологий позволяет организовать учебную деятельность,
сохраняет
работоспособность,
исключает переутомление обучающихся.
Обобщение и распространение педагогического опыта
Имею практический опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками. Постоянно нахожусь в творческом поиске, повышаю свою квалификацию через самообразование, посещение открытых занятий с последующим анализом, через курсы. Большинство логопедических пособий изготавливаю сама. Применяю информационные технологии. Систематически посещаю РМО логопедов, участвую в семинарах, дискуссиях, обсуждениях значимых в коррекционной педагогике.
Трансляция опыта по теме самообразования
Анализ работы учителя-логопеда за год
Гатман Елена Геннадьевна
Учитель-логопед
МОУ СОШ № 5 г.Пыть-Ях
ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ ЗА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ МОУ СОШ № 5
Методическая тема школы: освоение и внедрение концентрированного обучения в Подростковой школе развития. Информатизация учебного процесса и повышение качества образования.
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.
Задачи логопедической работы:
своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.
Задача первая: своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся.
В 20010-2011 учебном году была проведена следующая работа:
В начале учебного года 1-16 сентября проводилась дифференциальная диагностика речевых нарушений у учащихся начальной школы.
Была обследована устная речь:
-просодическая сторона речи(темп, ритм, интонация);
-фонетическая сторона речи (звукопроизношение);
-фонематические процессы ( звукоразличение, звуковой анализ и синтез);
-лексико-грамматический строй речи
Так же была обследована письменная речь:
-проверка навыков письма;
-выявление нарушений письма (характер и степень выраженности).
Выявлено: из 472 учащихся начальной школы 171 (36%) учащихся нуждаются в логопедической помощи.
Из них с диагнозом:
ФНР-48 учащихся ( 28%);
ФФНР -58 учащихся (34%);
с фонематическим недоразвитием-66 учащихся (39%) из них 2 учащихся с заиканием.
По результатам диагностики на логопедический пункт было зачислено 92 учащихся.
1 класс-22 учащихся (39% от числа выявленных);
2 класс-34 учащихся (68% от числа выявленных);
3 класс-11 учащихся (30% от числа выявленных);
4 класс-25 учащихся (93% от числа выявленных);
Предшкола-27учащихся (100% от числа выявленных);
Компенсирующий класс-13 человек (100% от числа выявленных).
В конце учебного года (11-25 мая) была проведена повторная диагностика речевого развития учащихся начальной школы.
Было отчислено 40 учащийся (44%)
ФФНР -3 учащихся;
с фонематическим недоразвитием-28 учащихся;
Таким образом, диагностика дает представление о состоянии речевого развития учащихся и позволяет определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта и в дальнейшем оказать своевременную коррекционную помощь, направленную на устранение у учащихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.
Задачи на 201 1 – 201 2 учебный год:
– учитывая тенденцию к увлечению количества детей с нарушениями речи и усложнению речевого дефекта, разработать диагностику обследования общего недоразвития речи детей дошкольного и младшего школьного возраст а, а так же диагностику заикающихся детей.
Задача вторая: коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению.
По результатам диагностики на логопедический пункт было зачислено 92 учащихся. Было проведено комплектование групп и сформированы группы с учетом речевой патологии:
– сложная форма дисграфии (2-4 классы)-10групп;
-ФФНР (1-4 классы)-7 группы;
– ФНР-(1-4 класс)-4 групп.;
-подготовительный класс- 1группа;
-компенсирующий класс-1 группа .
Основной формой организации являются групповые занятия. Группы комплектуются с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа ведется по коррекции письменной речи учащихся 2-4 классов, а так же по коррекции звукопроизношения.
Велась систематическая коррекционная работа, направленная на коррекцию звукопроизношения, на совершенствование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, развитие связной выразительной речи, развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению ( устойчивость внимания, способность к запоминанию, развитие мелкой моторики, слухового внимания и памяти , познавательной активности, навыков и приемов контроля и самоконтроля.
Велась работа по формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности; принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного; определение путей и средств достижения; умение работать с образцом и по образцу; умение работать в определенном темпе; умение применять новые знания; умение анализировать и оценивать свою работу).
Задачи на 201 1 – 201 2 учебный год:
– для более успешной коррекционной работы обновить и дополнить кабинет дидактическим, раздаточным материалом, с учетом заданий разной степени сложности;
– приобрести рабочие тетради по коррекции акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.
Задача третья: своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
В 1 –х классах велась работа по предупреждению нарушений письменной речи. В подготовительном классе велись занятия по развитию связной речи. Так же 1 раз в неделю проводились занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в компенсирующем
Были посещены уроки обучения грамоте, русского языка и литературы в 1-4 классах.
Велся контроль за учетом специфических (дисграфических) ошибок в письменных работах учащихся по русскому языку. Создана база учета специфических ошибок в электронном виде по каждому классу начальной школы.
Задачи на 201 1 – 201 2 учебный год:
-продолжить работу на параллели 2-4 классов по коррекции нарушений письменной речи.
Задача четвертая: разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.
Проводились индивидуальные консультации с родителями и учителями по темам:
« Речевые нарушения и их коррекция», «Соблюдение фонетического режима в школе и дома», « Причины нарушения письменной речи», «Речевые нарушения и их коррекция», «Соблюдение фонетического режима в школе и дома», « Виды дисграфических ошибок», «Развитие речи детей в норме», « Домашний режим школьника» и др. Даны рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.
Проведены родительские собрания в 1-х классах в сентябре месяце по теме:
« Результаты обследования устной речи первоклассников» и собрание для будущих первоклассников по теме: « Норма речевого развития детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы».
На родительских собраниях и консультациях родители были ознакомлены с видами речевых нарушений, формами их проявления, приемами правильного речевого воспитания в семье, доступными методами коррекции, организацией логопедических занятий. В течение года поддерживался постоянный тесный контакт с родителями, сообщая им об успехах и пробелов детей, давались рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье.
Так же проводились индивидуальные беседы с учащимися, посещающими логопедические занятия.
Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальной школы осуществляется так же путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучение передового опыта работы.
Так же были составлены памятки для учителей 1 классов и 2-4 классов по выявлению учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.
В рамках Марафона педагогических идей был дан открытый урок по коррекции акустической дисграфии по теме: «Дифференциация согласных К-Г».
Велась работа в школьной ПМПк и ПМПс с целью выявления и организации помощи учащимся с отклонениями в развитии на основе проведения комплексно-диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования.
Задачи на 201 1 – 201 2 учебный год:
– особое внимание уделить должной преемственности в работе школьного логопеда и логопеда детского сада.
– разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей детей дошкольного возраста с целью выявления и оказания своевременной логопедической помощи детям с нарушениями речи.
Анализ работы учителя-логопеда
Управление образования администрации Курагинского района
МБОУ Рощинская сош №17
Низамутдиновой Светланы Николаевны
за 2016 – 2017 учебный год
Дата предоставления отчета
Педагогический университет «Первое сентября»
«Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения». 72ч. Удостоверение. Регистрационный номер 233-642-857 2014г.
Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи. Для достижения этой цели использовала следующие задачи:
1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.
3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагал работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) экспертные опросы педагогов и родителей;
В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:
— обследование состояния общей моторики
— исследование произвольной моторики пальцев рук
— обследование артикуляционного аппарата:
обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
исследование движений артикуляционого аппарата
— звукового анализа и синтеза
— зрительного восприятия и узнавания
— пространственных представлений и ориентации
— общих представлений о предметах
— представлений о времени
— сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки и т.д.
Обследование с учетом инициатора обращения
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | 8-9кл | Итого | |
Запрос родителя | 4 | 4 | |||||||
Запрос ПМПконсилиума Центра | 8 | 11 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 32 |
Результат обследования с учетом выявленных проблем
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | 8-9 кл | Итого | |
онр | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
тнр | 4 | 3 | 7 | ||||||
Фонетическое нарушение речи | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
Фонематическое недоразвитие речи | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
ффн | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | 3 | 8 | 1 | 1 | – | – | – | – | 13 |
Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | – | – | – | – | – | – | – | – | |
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | 1 | 1 | – | – | 1 | 2 | 2 | 5 | 12 |
Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | – | – | – | – | – | – | – | – | – |
Нарушение чтения и письма, обусловленное грубой несформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребёнка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи | – | – | – | – | 1 | – | – | 1 | |
Заикание | – | – | – | – | – | – | – | – |
Используемые диагностические методики (автор, название)
Обследование уровня речевого развития | Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов |
В середине учебного года было проведено динамическое обследование речи детей, а в конце учебного года проведено итоговое обследование речи с целью оценки результативности проведенной коррекционной работы, оценки динамики в речевом развитии. Результаты обследования были занесены в речевую карту установленного образца, что позволило выстроить маршрут индивидуально-ориентированной логопедической работы, разделить детей на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить динамику речевого развития. На каждого обследованного ученика был составлен логопедический профиль, написано логопедическое заключение. По результатам обследования на каждого были разработаны индивидуально-ориентированные программы логопедического сопровождения. Составлено расписание индивидуальных и фронтальных занятий.
Коррекционно-развивающее
По данному направлению была проведена следующая работа:
подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | 5кл | 6кл | 7кл | Итого |
Всего детей | 8 | 11 | 1 | 1 | 21 | ||
Индивидуальная работа (кол-во детей) | 8 | 8 | |||||
Групповая работа (кол-во групп и в них детей) | 2 группы по 4 человека | 2 группы по 5 человек |
ПРОГРАММЫ«Программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с ТНР 1-4 классы»
«Программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР 1-4 классы»
«Программа по коррекции устной и письменной речи для обучающихся с УО 1-4 классы»
« Программа коррекции звуковой стороны речи»
Используемые коррекционно-развивающие методики (автор, название)
Коррекция нарушений речи у детей с ЗПР | Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления |
Коррекция нарушений речи у детей с УО | Лалаева Р.И. Развитие речи умственно отсталых школьников |
Коррекция нарушений речи у детей с ОНР | Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. |
Коррекция нарушений речи у детей с ТНР | Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Программа работы с детьми1-х классов» |
Коррекционно-логопедическая работа с детьми была построена с учетом их образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей. Вся работа шла с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей детей, их способностей и сензитивных периодов развития.
Взаимодействие с детьми на занятиях носило системный и конструктивный характер, реализовалось через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные, и т.д.). Большое внимание уделялось оптимизации логопедической работы, поэтому часто использовались занятия, разнообразные по построению: занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-тренинг.
Аналитическое направление
Динамика развития воспитанников
В конце учебного года подведены итоги работы за год. Проведено итоговое диагностическое обследование учащихся. Динамика результатов отражена в таблице
Значительно улучшилось | Незначительно улучшилось | Динамика отсутствует |
Звукопроизношение | 10 | 3 |
Грамматический строй речи | 14 | 7 |
Словарь и словообразование | 15 | 6 |
Связная речь | 10 | 11 |
Чтение | 21 | |
Письмо | 21 |
Состояние устной речи | Положительная динамика | Незначительная динамика | Скорректировано | Динамика отсутствует |
1кл. | 6 | 1 | 1 | |
2кл. | 7 | 2 | 2 | |
3кл | 1 | |||
4кл. | 1 | |||
5кл. | ||||
6кл. | ||||
7кл. | ||||
Итого | 14 (66%) | 3 (14%) | 4 (19%) |
Результативность: (кол-во)
— Выведены в норму: 4 человека
Из таблицы видно, что к концу учебного года у 66% обучающихся отмечена положительная динамика. У 19% обучающихся речевые нарушения были полностью устранены.
Незначительная динамика была выявлена в основном у детей с ОВЗ, так же объясняется еще и тем, что было проведено недостаточное количество логопедических занятий с этими детьми, в связи с большим количеством детей, охваченных логопедической коррекцией.
Исходя из результатов обследования, показывающих положительную динамику речевого развития, проведенную индивидуальную и групповую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в структуре программ, методической оснащенности и в планировании логопедической работы, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования коррекционно-развивающего направления деятельности.
IV. Консультативно-просветительское
Родителям | Педагогам | Специалистам | |
Консультации | + | + | |
Рекомендации | + | + | |
Родительские собрания | + | + | + |
Тренинги |
Консультации для педагогов по следующим темам:«Важность развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
«Специфические ошибки письма у детей и способы их предупреждения и преодоления»
«Специфические ошибки чтения у детей и способы их предупреждения и преодоления»
«Особенности речевого развития умственно отсталых школьников»
«Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития»
«Формирование языкового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи»
«Формирование словаря у детей с нарушениями речи»
«Формирование грамматического строя у детей с нарушениями речи»
«Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями»
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Для конструктивного взаимодействия с родителями в течении учебного года проводила консультации по вопросам речевого развития детей. Так же связь с родителями осуществлялась через тетрадь домашних заданий.
В рамках школьного психолого-педагогического консилиума совместно с другими специалистами были даны рекомендации по написанию адаптированных образовательных программ.
Принимала участие в родительском собрании в подготовительной к школе группе, выступила по теме «Речевые нарушения и их последствия при обучении в школе».
Организационно-методическое
( к каким мероприятиям осуществлялась подготовка в течение года, подготовленные программы, статьи, методические рекомендации, пособия, статьи в районный сборник «Труд и творчество педагогов»)
межмуниципальный методический форум по югу Красноярского края «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «читательская грамотность»)»
Практикум: «Творческая гостиная»
1. Участие в творческой группе проектной деятельности по теме:
«Логопедическое сопровождение учащихся 1-4 классов ТНР в условиях ФГОС»1класс.Рабочая программа для детей с ТНР.
2.Использование логопедической игры «Лото» на занятиях.
мастер–клас по теме: «Формирование универсальных действий при работе с текстами на уроке и внеурочной деятельности»
Учитель-логопед С.Н. Низамутдинова
. Подготовлена презентация по теме «Система логопедической работы с детьми младшего школьного возраста при стертой алалии».
3. Оформила буклет «Логопедические упражнения при коррекции стертой формы дизартрии».
4. Предложила алгоритм решения орфографических задач.