Алалия в школе

Алалия

АЛАЛИЯ – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.

При НОРМЕ СФОРМИРОВАННОЙ РЕЧИ характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости.

В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях. Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения).

ФОРМЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ различаются клиникой, проявлением, симптоматикой. При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ АЛАЛИИ:

1. МОТОРНАЯ (экспрессивная) ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии). РОДИТЕЛЯМ важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», «афазия», «дисфазия», «афазия развития», «задержка речевого развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».

2. СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ (импрессивная)

3. СМЕШАННЫЙ ТИП (сенсомоторная алалия или моторносенсорная) Обследование и коррекция Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.

НЕОБХОДИМО ПОСЕТИТЬ следующих специалистов:

• НЕВРОЛОГ – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.

ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография)

Регнгенография черепа+ МРТ головного мозга

• ОТОЛОРИНГОЛОГ – проверить слуховой и речевой аппарат.

Исследование функции слухового анализатора

• ТАКЖЕ ПОЛЕЗНО ПОСЕТИТЬ детского психолога и логопеда.

Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.

ПРИ КОРРЕКЦИИ АЛАЛЛИИ ВАЖЕН КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, ВКЛЮЧАЮЩИЙ:

1. Медикаментозное лечение

2. Коррекционную работу с логопедом и детским психологом. Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается. Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с дефектологом – логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы. Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.

Проведение ЛОГОМАССАЖА широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА с детьми-алаликами всегда предполагает комплексный психолого-медико-психологический подход.

ЛОГОМАССАЖ часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.

1. Используются следующие приемы: Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.

2. Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.

3. Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СТРОИТСЯ ПОЭТАПНО:

1. Работа над возникновением звуков.

2. Вызывание слогов в речи.

3. Связывание слогов в слова. Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.

Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы. Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда. Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.

Логопед просит малыша надуть щеки. Надуй щеки как сердитый медвежонок. Давай спрячем «яблочки» за щечки!

Логопед просит вытянуть губы трубочкой. Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!

• Весна пришла Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.

• Медведь в домике Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ

• Цветочки Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.

• Солнышко Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).

ИГРЫ ДОМА С РОДИТЕЛЯМИ

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые навыки. Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.

• Переложи игрушки Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).

• Сделай бусы Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы. Игра «Сделай бусы» для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями

Читайте также:
Логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией

• Закрой коробочки Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.

• Поймай шарик В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.

• Узор из пуговиц Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.

Узоры из пуговиц для развития мелкой моторики для детей-алаликов

Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.

• Кто что делает Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.

Родителям ребенка-алалика важно помочь ребенку адаптироваться в социуме. Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.

Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.

ПЛЮСЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЕ:

  1. Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
  2. Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
  3. Небольшое количество учеников в классах.

Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.

ЛЕЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат. Вместо заключения Ребенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом.

РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.

С УВАЖЕНИЕМ, И. Г. САБИРЗЯНОВА, олигофренопедагог, логопед.

Алалия у детей: классификация, причины, способы лечения

Алалией называют недоразвитие или полное отсутствие речи у детей. Это результат повреждений центральной нервной системы, которые произошли либо еще во внутриутробном развитии, либо в первые 3 года жизни ребенка. Если вовремя не предпринять необходимых мер, то ребенок с таким заболеванием разговаривать так и не научится.

Алалия никак не связана с нарушениями интеллекта или слуха ребенка. Есть случаи, когда пациенты с таким недугом начинали разговаривать, только достигнув школьного возраста.

Обратите внимание: Алалия — это заболевание, которое не допустимо лечить самостоятельно. Чтобы узнать точный диагноз и получить последующее лечение, нужно обратиться к неврологу, который осмотрит ребенка.

Появление вторичной задержки речи происходит, если лечение алалии было начато уже в более позднем возрасте пациента. Малыши с таким недугом демонстрируют более скудный запас знаний об окружающем мире, чем сверстники. Алалия при этом сопровождается нарушениями лексической, фонетической, синтаксической, морфологической и грамматической речи.

Классификация

Выделяют моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) формы. Также встречается сенсомоторная алалия, которая сочетает в себе эти две формы.

Экспрессивная форма алалии сопровождается отсутствием сформированности языковых операций. Импрессивная форма — расстройство, которому предшествует неправильная работа речеслухового анализатора, вследствие чего ребенок не понимает обращенную к нему речь.

Сенсорная алалия

Это дефект развития, при котором пациент не разговаривает сам. Также он не в состоянии понять слова, которые обращены к нему. Среди детей, которые страдают проблемами, связанными с речевым аппаратом, сенсорная алалия встречается только в 10% случаев.

При сенсорной алалии ребенок не понимает речь окружающих, при этом его речь не развивается. Нарушение речи в таком случае носит вторичный характер, так как это связано с проблемами, касающимися непонимания речи окружающих и нарушения фонематического слуха.

Эта форма алалии сопровождается недоразвитием или повреждением речеслухового анализатора. Как следствие — отсутствие у ребенка возможности связать в слова слышимые от взрослых звуки.

Причины

Причина появления у ребенка сенсорной алалии — поражения определенных зон головного мозга, которые находятся в корковой части. Эти зоны отвечают за речевой аппарат, понимание и анализ слышимых звуков. К такому нарушению могут привести следующие факторы:

  • Заболевания, возникшие в первые годы жизни малыша.
  • Нарушения ЦНС, которые возникли при осложненных родах.
  • Патологии плода, которые появились во время беременности.

Такое речевое нарушение, как сенсорная алалия, могут вызвать и другие причины. Диагностика заболевания возможна только после полного осмотра малыша такими специалистами, как невролог, логопед и психолог.

Способы диагностики

При появлении подозрений на алалию ребенка должен осмотреть квалифицированный невролог и направить на ЭЭГ и АСВП (по показаниям назначить МРТ головного мозга). Диагностика необходима для выявления степени тяжести имеющихся у ребенка нарушений.

Читайте также:
Использование игровых упражнений при формировании лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР

Симптомы

При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.

При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.

Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.

Способы коррекции

Сенсорная алалия поддается коррекции только при условии комплексного подхода, который включает:

  • прием необходимых медикаментов, назначенных неврологом;
  • нейропсихологическая коррекция;
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса (согласно назначению невролога);

Важно, чтобы помощь была комплексной, поэтому, помимо приема лекарственных препаратов, оказывающих положительное воздействие на ЦНС, специалист может назначить проведение комплексной неврологической реабилитации.

Прогноз, меры профилактики

При выявлении у ребенка алалии важно как можно раньше начать терапию. Это позволит не только значительно сгладить имеющиеся нарушения речевого аппарата, но и снизить риск развития отклонений в дальнейшем. Прогноз может дать только лечащий врач, так как это очень индивидуально и зависит от многих факторов: тяжести заболевания, степени запущенности, наличия сопутствующих осложнений, индивидуальных особенностей организма ребенка.

Шанс того, что ребенок сможет обрести сформированную полноценную речь при сенсорной алалии значительно снижается при позднем обращении к специалисту. Отсутствие терапии может усугубить ситуацию и стать причиной плохой социализации ребенка в дальнейшем.

Меры профилактики алалии сенсорного типа уместно проводить не только во время беременности, но и в первые несколько лет жизни ребенка.

Моторная алалия

Эта форма нарушения является следствием двигательных нарушений в организме ребенка. Сопровождается скудным словарным запасом. Ребенку при алалии такого типа сложно выражать свои мысли, составлять словосочетания и правильно использовать слова.

У детей с моторной алалией наблюдается нормальная подвижность органов, которые ответственны за речь. Однако ребенку сложно, например, поднять язык вверх, если его об этом попросили взрослые. Он не может повторить услышанные слова. У таких детей на фоне заболевания присутствуют нарушения психического и неврологического характера.

Чаще детям с моторной алалией тяжело дается физическая активность, но в некоторых случаях ребенок может демонстрировать повышенную активность, что связано с локализацией поражения в головном мозге.

Возможные психические нарушения

Моторная алалия сопровождается различными отклонениями, которые затрагивают различные сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Ребенок с таким нарушением бурно на все реагирует, часто плачет и впадает в истерику, не желает иметь какие-либо контакты с окружающими. Также у него:

  • более медленно протекают мыслительные процессы;
  • нарушена память;
  • наблюдается ухудшение концентрации внимания;
  • присутствуют зрительно-пространственные нарушения.

Такие дети хуже учатся, им тяжелее запоминать какие-либо факты, так как они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться.

Лечение моторной алалии

Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.

Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.

Массаж при алалии

Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.

Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение. Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам. Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.

Сенсомоторная алалия

Это наиболее часто встречающаяся форма алалии. Ребенок в таком случае начинает разговаривать намного позже сверстников, наблюдаются трудности в формировании речи. Он плохо понимает речь окружающих, а его словарный запас минимален и ограничивается несколькими словами.

При сенсомоторной алалии нарушается социальная адаптация ребенка, что поэтому такое нарушение можно спутать с заболеваниями аутичного спектра.

Диагностика алалии

Поставить диагноз можно разными способами, дополняющими друг друга:

  • Сбор анамнеза.
  • Комплексное обследование у узконаправленных специалистов.
  • Динамическое обследование, в ходе которого возможна корректировка поставленного ранее диагноза.

При постановке диагноза специалисты прибегают в таким безопасным, но эффективным методам исследования головного мозга, как АСВП и ЭЭГ.

Клиническая картина, особенности поведения

Чтобы иметь возможность выражать свои желания и эмоции, дети учатся общаться с взрослыми при помощи жестов. Позже они начинают подключать к этому процессу речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется.

Однако дети с алалией таких успехов в развитии не демонстрируют. Они не имеют возможности общаться с взрослыми при помощи речи. Выделяют три степени недоразвитости речевого аппарата:

  • Ребенок знает много слов, но при произношении сильно их искажает по причине слабого развития речевой системы.
  • Ребенок знает перечень не сложных слов, демонстрирует начальные навыки речевого развития.
  • У ребенка полностью отсутствует речь.
Читайте также:
Подготовка квалифицированных кадров в области адаптивной физической культуры для работы с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР

Эти уровни не имеют никакой связи с возрастом и зависят исключительно от тяжести и формы нарушения.

Коррекция алалии

Детей с алалией довольно сложно воспитывать, однако родители должны набраться терпения и найти к своему крохе индивидуальный подход, который основан на понимании, терпении и спокойствии.

Важно незамедлительно обратиться к неврологу, как только были обнаружены первые признаки алалии. Чем быстрее будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем больше шансов, что ребенок начнет полноценно разговаривать в дальнейшем. При своевременной коррекции риски развития осложнений минимальные.

Лечение алалии основано на различных способах и методиках. Важную роль играют педагогический, медикаментозный, а также психологический подходы. Этапы коррекции должны включать:

  • нейропсихологическую коррекцию;
  • занятия с логопедом-дефектологом;
  • проведение аудиотерапии по методу А.Томатиса;
  • ритмотерапию;
  • биоакустическую коррекцию;
  • физиотерапию;
  • массаж.

Коррекционная программа должна быть разработана на основании индивидуальных особенностей ребенка. Она разрабатывается для каждого отдельного пациента и зависит от формы и тяжести заболевания.

Домашняя терапия

Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:

  • Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
  • Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
  • Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
  • Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.

Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.

Профилактика алалии

Если вовремя не начать лечение, то уже вскоре заболевание будет сопровождаться серьезными осложнениями: чрезмерная возбудимость на фоне проблем с общением и плохого понимания взрослых, отсутствие самообслуживания и плохая координация движений, а также отставание в умственном развитии.

Такое заболевание бывает как приобретенным, так и врожденным. Риски развития алалии увеличиваются при гипоксии плода, в случае преждевременных родов, если были выявлены осложнения в период беременности.

Чтобы избежать риска развития алалии у ребенка, родители еще на этапе планирования беременности должны отказаться от курения и алкоголя, пройти комплексное обследование и сдать необходимые анализы. Во время вынашивания плода женщина должна минимизировать риски заражения любыми инфекциями вирусного характера. В случае заболевания беременная может лечиться только разрешенными и безопасными для плода медикаментами. Когда ребенок родится, важно чаще с ним разговаривать, находить время на различные развивающие игры.

При обнаружении первых симптомов алалии, важно не откладывать в долгий ящик визит к врачу, который осмотрит ребенка и направит на комплексное обследование.

При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков.

Прогноз преодоления диагноза

Как уверяют логопеды, если лечение было начато в раннем возрасте, примерно в 3-4 года, то шансы на полное восстановление малыша сильно увеличиваются. Вовремя выявленное заболевание и сразу же предпринятые меры, правильно подобранный комплекс терапевтических мер, а также опыт специалистов — залог того, что лечение будет успешным.

Специалисты отмечают, что длительность восстановления зависит от размеров поражения речевых центров. Как показывает статистика, моторная алалия больше поддается коррекции. Дети с таким нарушением быстрее обретают речевые навыки, лучше адаптируются к общению с окружающими, демонстрируя положительную динамику лечения. Другие типы заболевания лечится значительно сложнее, однако при условии правильно подобранной терапии поддается коррекции. Дети с такими нарушениями могут столкнуться в школе со сложностью запоминания

Алалия в школе

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

В настоящее время алалией принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем еще до формирования речи, т.е. до 1-2 лет жизни ребёнка.

Бесплатные занятия с логопедом

Работа логопеда с детьми-алаликами в школе.

В настоящее время алалией принято обозначать тяжелое нарушение речи, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем еще до формирования речи, т.е. до 1-2 лет жизни ребёнка.

Однако все классификации алалий не исчерпывают разнообразие форм алалий. К этому речевому нарушению полностью относится высказывание Монакова об афазии: «Нет афазии, а есть афазики». Также бесконечно разнообразны дети-алалики и пути развития их речевых функций.

Данное нарушение встречается примерно у 1% детей дошкольного возраста и у 0,6-0,2% школьников. В процессе школьного обучения у детей с алалией, овладевших речью, может появиться нарушение письменной речи. Чтение вслух обычно затрудненно в той же степени, как и устная речь, но иногда, звуки, которые легко произносятся в устной речи, нарушаются при чтении.

Иначе говоря, ребенок, легко повторяющий слово, тогда, когда ему нужно, не всегда может его произнести при чтении вслух, даже если он понял смысл слова. У разных детей эта особенность выражена с различной яркостью. Встречаются случаи, когда ребенок легко читает про себя, то есть понимает написанный текст, но грубо ошибается, когда начинает читать вслух.

Читайте также:
Методы и приемы восстановления речевой функции у больных с акустико-мнестической афазией

Интересно отметить, что у алаликов с наполнением словарного запаса увеличивается количество аграмматизмов в противоположность уменьшения их у нормально развивающегося ребёнка с обогащением его словаря. Примерная последовательность в усвоении частей речи следующая: существительное, глагол, местоимение, прилагательное, числительное, союзы и предлоги.

Обучение грамоте обычно даётся алаликам с большим трудом, требуя удлинённых сроков, и всё же до 4-5 класса массовой школы алалик может путать буквы, пропускать и заменять их в письме, пропускать и переставлять слоги в словах и слова в предложениях. Алалик затрудняется повторить и запомнить сложные распространённые предложения, в связи с этим они пишут диктанты хуже, чем изложения.

Чтение долго остаётся замедленным и неточным, а устная речь иногда поражает оборотами, не свойственными родному языку и напоминающими речь иностранца. Арифметические действия усваиваются легче, чем грамота, а решение задач оказывается затруднённым, так как ученик не может быстро и точно понять текст задач.

По интеллектуальному развитию дети неоднородны. Среди них имеются такие, которые, ещё не овладев фразовой речью и едва называя числа первого десятка, уже умеют считать и производить арифметические действия в уме, показывая результаты на пальцах. Они хорошо понимают речь и любят слушать чтение, запоминают сказки и правильно выполняют все задания при проверке прочитанного текста. Такие дети быстро выучивают буквы, овладевают слиянием слогов, но чтение их неточно, а в устной и письменной речи долго сохраняются парафазии и аграмматизмы.

Нередко встречаются моторные алалики с выраженным отставанием интеллектуальном развитии (но не олигофрены). Обучение речи и грамоте идёт у них очень медленно, тормозится отсутствием устойчивого внимания и большой утомляемостью. Отличие от олигофрений заключается в том, что при алалии мы имеем дело с очаговым поражением мозга, с избирательным поражением речевой функции.

У детей-алаликов отсутствуют различные формы единственного и множественного числа, существительного, глагола, прилагательного. Значение многих предлогов было незнакомо (предлоги над, за, из, впереди, позади, между).

Работа по развитию речи у детей с моторной алалией длительна и трудна. Она требует от логопеда большой наблюдательности и вдумчивого подхода к каждому ребёнку. Если схематизировать эту работу, то можно разделить её на 4 этапа, соответственно 4 этапам развития речи.

1 период логопедической работы

Основная задача первого периода работы с детьми-алаликами – это создание речевого импульса через установление своеобразного пассивного (со стороны ребёнка) речевого контакта. В этот период логопед говорит вместо ребёнка, выражая всё то, что нужно ему сказать и что хочет сказать сам ребёнок. В ходе игры происходит развитие.

2 период логопедической работы

Задача второго периода заключается в воспитании сознательного овладения речевыми звуками и осваивании по подражанию отдельных восклицательных и лепетных названий. Ребёнок, учится подражать отдельным словам и восклицаниям.

3 период логопедической работы

Третий период в работе логопеда начинается тогда, когда становится доступным заучивание коротких для произношения названий отдельных предметов и действий и введение их в активный словарь. У ребёнка начинают появляться самостоятельно приобретённые слова. Одновременно появляются ошибки в речи:

  1. Парафазии (замена звуков, замена слов)
  2. Перестановки звуков, слогов в словах
  3. Контаминации – смешение звукового состава нескольких слов и образование новых слов (молоток – колоток)
  4. Персеверации – повторение звуков, слогов, слов. Словарь достигает 20-50 слов.

4 период логопедической работы

На этом периоде помощь логопеда заключается в обучении грамоте, которая обеспечивает ребёнку освоение правильной структуры слов, а в дальнейшем, и фразы. Процесс изучения букв заставляет заново повторить артикуляцию всех звуков, и буква становится новым подкреплением звука.

Обучение чтению и письму ведётся параллельно. В случае графического затруднения применяется письмо по точкам, обведение цветным карандашом заготовленных контуров букв.

Для предупреждения перестановки букв и слогов при обучении чтению слова нужно вести указкой от буквы к букве, показывая направление строки.

Что же необходимо учитывать логопедам ДОУ при работе с алаликами:

Не затягивать со звукопостановкой до подготовительной группы, так как времени для индивидуальных занятий почти не остаётся из-за большого количества фронтальных занятий в этом периоде.

  1. Больше внимания уделять автоматизации звуков, продолжая пока ребёнок не будет употреблять звук правильно в самостоятельной речи.
  2. Обязательно после автоматизации проводить дифференциацию уже поставленных звуков. Это поможет будущему школьнику избежать ошибок со смешением этих звуков на письме.
  3. Акцентировать внимание на звуковом анализе слова.
  4. Обучить ребёнка слоговому анализу и чтению слогов.
  5. Проводить диагностику задержки психического развития среди детей с алалией до начала школьного обучения.

В период школьного обучения логопедам в своей работе стоит учитывать следующие моменты:

1. Работу по коррекции дисграфии и дислексии вести параллельно.

2. Проводить планомерное развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического) участвующих в чтении и письме. Как элемент можно включать в каждое фронтальное занятие.

3. Вырабатывать чёткую артикуляцию изучаемых звуков.

4. Поскольку фонематическое восприятие у детей с алалией почти всегда нарушено, дифференциация оппозиционных звуков должна занимать достаточно много времени. Бывает, что речь фонетически правильная, но ребёнок плохо дифференцирует свистящие и шипящие, звонкие и глухие, сонорные звуки.

5. Внимательное изучение ошибок письма таких детей показало их специфичность, основанную на недостаточной сформированности звукового анализа и синтеза.

Большое место должна занимать работа с разрезной азбукой и карточками слогами.На письме такие дети допускают множество ошибок на пропуск гласной или одной из двух согласных со стечением. Избежать этих ошибок нам поможет предварительное составление слова из разрезной азбуки, а потом письмо с проговариванием по Бетеньковой по следам предварительного анализа. Звук считается изученным тогда, когда ученик может его выделить из любого простого слога и слова.

Читайте также:
Нарушение звуко-слогового и слого-ритмического анализа и синтеза слова у больных с эфферентной моторной афазией и методы его преодоления

Большую проблему часто создают йотированные гласные, когда они являются знаком смягчения предыдущего согласного (мясо, мёд, изюм).Звуковой анализ их не проводим, так как в начальной и конечной позиции они распадаются на 2 звука.

Звуковой, слоговой анализ удобно проводитььна схематическом письме:

  • Посчитать, сколько в предложении слов и поставить столько же горизонтальных чёрточек.
  • Разделить слова на слоги и поставить столько же маленьких чёрточек.
  • Сосчитать количество звуков в слогах и обозначить их снизу точками.

6.​ Работу с союзами и предлогами также пожно строить через схематическое письмо, обозначая предлог маленькой чертой.

7.​ Поскольку 80% слов русского языка не объяснить правилами, то словарные слова отрабатываются на каждом занятии( список слов по классам необходимо иметь логопеду) и подбирать к теме каждого занятия.

8.​ Единицей чтения надо сделать слог , а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения. Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше. Сложно научить детей читать . если они перебирают буквы и не умеют сразу видеть две буквы.

Описанные здесь приёмы и методы работы по активизации речи у моторных алаликов лишь небольшая часть из всего многообразия видов и методов работ над речью. Учитывая важность речевой практики, необходимо стараться активизировать речь детей, связывая это с развитием понимания речи. Наряду с накоплением точных, конкретных представлений надо придавать большое значение развитию внимания к речи, умению вслушиваться в правильную речь.

Детей-алаликов при развитии речи надо ставить в различные условия, дающие возможность накопления опыта самостоятельных действий. Необходимо пользоваться такими методическими приёмами, которые способствуют осмыслению, возбуждают потребность речевого общения, желанию что-то узнать, спросить, ответить самому.

Сенсорная алалия – о путях ее преодоления

Сенсорная алалия представляет собой одно из речевых нарушений в детском возрасте, которое имеет сложности в диагностике и коррекции. Специальная литература термин «сенсорная алалия» обозначает как резкое ограничение или отсутствие понимания речи детьми, у которых достаточно хорошо развиты острота слуха и интеллектуальные возможности. Невзирая на сохранные способности для развития активной речи и довольно хороший слух, детям с сенсорной алалией присущи наличие между звучанием слов и их значением, а следовательно, нарушения в понимании речи окружающих. Такие дети речь не понимают, не используют ее, а это ведет к сопутствующим нарушениям – сложности контакта, искажение зрительного восприятия и отсутствие связи с окружающими, задержка интеллектуального развития и т.п. Такому ребенку может быть поставлен неправильный диагноз: аутизм, тугоухость, олигофрения и т.д., соответственно предлагается совершенно неадекватная коррекция.

Недостаточность единого суждения о характере и природе речевой патологии данной формы приводит к диагностическим ошибкам, создавая огромные сложности в педагогической практике.

Проведенные Кайдановой С.И. и Трауготт Н.Н. исследования говорят о том, что при сенсорной алалии проявляется особое состояние слуховых анализаторов, характеризующееся слабостью тормозных и возбудительных процессов, а также маловыраженной генерализацией (нерегулярное восприятие звуков, которые доступны физическому детскому слуху).

Основная отличительная особенность функции слуха при сенсорной алалии – легкость возникновения запредельного торможения из-за высокой функциональной истощаемости. Сложно дать ответ на вопрос, из-за чего проявляется такая истощаемость слуховых анализаторов, среди версий можно назвать неполноценность функциональности периферического отдела либо центрального отдела слухового анализатора. Имеются данные, которые указывают на присутствие при сенсорной алалии ведущего к снижению слуха – поражения периферического отдела слуховых анализаторов.

При сенсорной алалии необычный дефект речевого слуха проявляется в том, что ребенок невнимателен к звукам; то слышит тихий звук, то совсем не реагирует на звуковой раздражитель, с огромным трудом учит отдельные слова и с трудом сохраняет их в памяти, его пассивный словарь медленно обогащается, появляется разрыв между называемым предметом и пониманием обозначающего его слова. Также при сенсорной алалии присутствует сниженная способность выделять звучание фонем из окружающей речи, отсутствие навыка на слух различать коррелирующие фонемы и т.п. Ребенок плохо на слух дифференцирует отдельные фонемы, близкие по акустическим параметрам, при повышении голоса педагога (говорящего) звуковое различение существенно не улучшается, улучшается различение фонем в процессе обучения грамоте и устной речи, то есть в процессе, развивающем фонематический слух.

В работах Трауготт Н.Н. говорится, что дети с сенсорной алалией могут обладать высокой речевой активностью. И на самом деле, часто сложно бывает остановить речевой поток и добиться вслушивания в речь окружающих (во многих случаях, при этом отмечается эхолалия). С удовольствием ребенок слушает свой голос, свою речь и свою интонацию. Речь алалика имеет выразительную интонацию, богато модулирована, он сопровождает ее живыми жестами и мимикой и буквально «забивает» понимание, как собственной речи, так и речи окружающих.

Когда речь идет о нарушении у ребенка слухового внимания, он не использует слух практически совсем либо использует его в редких условиях сверхмотивации (слушает и слышит), если ему очень нужно что-то услышать и понять. Как мы уже говорили ранее, подобное нарушений довольно характерно для деток с сенсорной алалией (однако не только для них).

Подытоживая, можно отметить, что у детей, страдающих сенсорной алалией, присутствуют нарушения не в самой возможности развития речи, а в основном либо исключительно возможность речевого обучения со слуха. Этот фактор определяет специфику коррекционных занятий с ребенком из данной категории, а также с ребенком, обладающим выраженным сенсорным компонентом.

Читайте также:
Ротацизм и параротацизм

Если говорить о слухоречевом развитии подобных детей, то прогноз зависит от многочисленных факторов. Значение имеет характер и тяжесть сенсорных нарушений, уровень снижения слуха, а также выраженность нарушений высшего анализа и синтеза слухового анализатора, умение подражать речевым звукам, характерологический и личностный аспект, особенности интеллекта, условия воспитания, развития и коррекции.

Для понимания характера слухоречевых особенностей у ребенка, страдающего сенсорной алалией, целесообразно дифференцировать симптомы, которые характерны для алалии сенсорной, с тугоухостью, проявившейся в доречевом периоде.

Неоспоримо значение нормального слуха при формировании речи малыша, по этой причине в любых случаях нарушения речевого развития, в первую очередь, требуется тщательное изучение слуховых функций ребенка. Подчеркнем также необходимость тональной аудиометрии, ведь анализ слуха, основанный только на проверке шепотной и разговорной речи, способен натолкнуть на ошибочное заключение о наличии у малыша центральных нарушений типа алалии.

Бывает и так, что у детей, страдающих сенсорной алалией, диагностируют не только тугоухость, но и нарушения интеллекта. И действительно, при первом взгляде, клиническая картина сенсорной алалии выдает для этого основания. Кроме этого на определенных этапах развития ребенку с нарушенным интеллектом могут поставить диагноз сенсорная алалия.

Следовательно, сенсорным компонентом, выражающимся в различной степени, могут стать осложнениями разных нарушений функционального и органического (нарушение интеллекта, тугоухость) генеза, и здесь дети с нарушениями интеллекта и слуха составляют основную группу риска.

По той причине, что главным проявлением сенсорной алалии является нарушение синтеза слухоречевого анализатора и процессов высшего анализа, основной коррекционной целью должна стать компенсация данного нарушенного звена.

Но, так как страдающую функцию мы не можем развивать напрямую, следует сформировать новую функциональную систему с применением всех сохранных анализаторов посредством создания дополнительных опор.

Работа по преодолению сенсорной алалии, таким образом, использует двигательный и зрительный анализаторы, кинестетические ощущения, тактильно-вибрационное восприятие, обоняние, вкус, и, естественно, слух, дозировано привлекаемый в форме поврежденного звена.

Коррекционные занятия с детьми, которые страдают сенсорной алалией, должны включать элементы различных коррекционных программ, так например, многое заимствуется и адаптируется из систем работы с детьми, обладающими нарушениями слуха, а также из методик нейропсихологических.

Три этапа работы:

– Этап подготовительный – он включает создание мотивации к занятиям, а далее потребности коммуникации (ребенка включают в группу детей).

В связи с тем, что речь рассматривается, как ритмическая пространственно-временная структура, в данные занятия включаются данные три компонента. Тут же мы развиваем общую сенсорику, слуховой, зрительное, кинестетическое и тактильно-вибрационное восприятие, осязание и обоняние. Так мы получаем возможность развивать все базовые навыки и функции, опережающие и сопутствующие речевое развитие в онтогенезе у нормально развивающегося ребенка.

Работа над последовательностью, рядом, цветом, количественным элементом и прочими элементарными представлениями, которые в последующем лягут в основе письма, чтения и счета, выполняется до работы над элементами глобального чтения с артикуляторной опорой и звукового анализа.

2 – Этап основной – представляет собой работу над фазовой речью, а также ее грамматическим оформлением. На паре первых этапов работа над восприятием слуховым проводится лишь на музыкальных занятиях, а также в группе.

3 – Этап заключительный – работаем над слуховым восприятием, автоматизацией и дифференциацией звуков, работаем также над сложными грамматическими конструкциями.

На всех перечисленных этапах (конечно по-разному) активно применяются двигательные и зрительные опоры, также проводится работа словарная.

Опыт специалистов говорит о том, что указанные методические приемы, которые направлены на развитие процессов высшего анализа, а также синтеза анализатора слухоречевого и создание новой функциональной системы с использованием всех типов сохранных анализаторов, дают возможность, при сенсорной алалии, успешно компенсировать слухоречевые процессные нарушения.

Кроме этого, указанный комплексный подход является эффективным и при прочих видах нарушений речи и слуха (дислалия, дизартрия, комплексные нарушения и т.п.).

Мой ребёнок – моторный алалик, что делать?

Класс: д/с

В настоящее время мы наблюдаем увеличение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями развития. Одним из них является моторная алалия. Ребёнок с данным заключением способен понять смысл обращённой к нему речи, но не может построить самостоятельное высказывание. Такие дети замкнуты, они осознают свою особенность, у них снижена мотивация к общению.

Главное, что должны сделать родители – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания. Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать постоянными комментариями. Всё обучение происходит в игровой форме.

Существуют основные правила при работе с такими детьми:

  • родители не используют слова «повтори», «скажи»;
  • речь родителя должна состоять из коротких и простых предложений (2-4 слова);
  • желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  • между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  • словосочетания нужно повторять несколько раз;
  • слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
  • к ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.

Гуляя со своим ребёнком на улице, вы развиваете его. Ведь на улице ребёнок встречается и с собакой, и с птицей, и с машиной, и с детской площадкой – улица для ребёнка с моторной алалией эмоционально нагружена. И слова, поэтому, запоминаются ребёнком с меньшим количеством повторов и на долгий срок, это лучше, чем при изучении на картинках в кабинете специалиста.

Через эмоции во время прогулок можно натренировать ребёнка запоминать за 20-30 раз, а в кабинете требуется намного больше повторов каждого слова.

У детей-алаликов часто нарушаются моторные функции, которые в раннем возрасте выражаются в нескоординированности движений. У таких детей слабые нейронные связи в коре головного мозга, и слабые межполушарные связи. Поэтому, когда ребёнок лепит двумя руками, эти связи задействованы в полной мере.

Читайте также:
Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией

Лепите чаще и больше со своим ребёнком, и в результате мозг учится, тренируется, улучшается координация движений рук и глаз, мозг подготавливается к обучению речи.

Натренированный с помощью лепки мозг ребенка готов лучше к усвоению слов на занятиях с учителем-логопедом.

Дополнительные плюсы этой терапии:

  • ребенок научается распределять усилия пальцев рук и ладоней, в результате быстрее осваивает одевание, застегивание, рисование;
  • научившись прилагать усилия, ребенок начинает понимать, где он устает, а где еще не устал;
  • у него повышается терпение и настойчивость, что позволяет увеличить длительность логопедического занятия;
  • ребенок лучше слушается маму, меньше капризничает на логопедических занятиях, дома и на улице.

Преодоление моторной алалии – длительный и очень трудоемкий процесс. На начальных этапах необходимо создать пусковые механизмы или стимулы, которые в последствии позволят детям с моторной алалией усваивать языковую систему в целом. В зависимости от периода начала работы и уровня речевого развития доля самостоятельности ребенка будет варьироваться. Необходимо учитывать в работе риск перегрузить ребенка, поэтому задания должны быть дозированы и правильно подобраны.

Предлагаем Вашему вниманию примеры игр и упражнений (Пятница Т.В., Башинская Т.В.):

1.Звук или голосовая реакция

Упражнение «Дай»учим выражать просьбу жестом. Показывая на желаемый объект, ребенок произносит какой либо звук, взрослый уточняет слово, подкрепляя его жестом.

Упражнение «Мяч»упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией. Взрослый катит ребенку мяч, с резким и громким звуком «а», просит отдать мяч со словом «дай».

Игра «Камешки». Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «буль».

Игра «Индейцы». Используется в играх – догонялках. Ребенок протяжно произносит звук «а-а-а», хлопая ладошкой по губам.

Упражнение «Салют»вызываем эмоцию радости от выполненного задания, учим произносить звук в момент движения. После выполнения каждого задания – «праздник с фейерверком»: взрослый, крепко сжав кулаки, произносит протяжный звук – ссс, затем резко разжимает кулаки и произносит слово «салют».

Упражнение «Бегемот»развиваем голос, учим издавать звуки в момент чередующихся движений рук. Взрослый читает текст, ребенок произносит звуки, как бегемот, раскрывая рот, выдвигая нижнюю челюсть вперед.

Раздается из болота «ааааа»!
Грозный голос бегемота «ааааа»!
Он болото стережет «ааааа»!
Грозным голосом поет «ааааа»!

2. Слог

Упражнение «Молодец»формируем уверенность в своих возможностях, положительную оценку своих действий. Учим произносить слоги.

В конце каждого занятия взрослый хвалит ребенка, хлопает в ладоши и произносит медленно по слогам слово, а ребенок повторяет каждый слог на хлопок «Мо – ло – дец»!

Игра «Догонялки». Взрослый догоняет ребенка со звуками МЯУ – МЯУ, ребенок убегает со звуками Пи-Пи.

Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.

Упражнение «Мишка». Взрослый превращает ребенка в медведя.

Взрослый: Мишка по лесу идет,

Ребенок: Топ, топ, топ, топ (шагая на каждый слог)

Мишка песенку поет,
Топ, топ, топ. топ.
Мишка шишки собирает,
Топ, топ, топ, топ.
И домой их забирает,
Топ, топ, топ, топ.

3. Слово

Упражнение «Моя семья»упражняем в последовательной смене слов и движений. Ребенок разгибает по одному пальцу из кулака от большого к мизинцу, произносит доступные ему слоги, сохраняя слоговую структуру слов.

Ребенок отвечает на вопросы с опорой на пальцы:

– Кто самый большой в семье?

– Кто самый маленький?

4. Фраза

Закрепление отработанных слов в разных ситуациях

Можно использовать такие игры, как «Магазин» (Фраза: «Мама, дай мне…»), «Больница» («Пришел…», «У него болит…»); различные стихотворения и песни, в которых ребенок будет проговаривать знакомые слова, составляя из них короткие фразы.

5. Связная речь

Изначально отрабатывается на фоне диалога, как более легкой формы связной речи. Используются различные стихотворения, игры по ролям, песни.

Позитивный настрой, регулярность, терпение, любовь – это составляющие вашего успеха в достижении положительного результата вашим ребёнком.

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

Читайте также:
Оценка состояния некоторых двигательных функций у младших школьников с ОНР

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).
Читайте также:
Основные направления подготовки к письму старших дошкольников с ОНР

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

ОНР: причины, лечение, диагностика

Время чтения – 15 минут

Опубликовано 3 мая 2020 г.

Общее недоразвитие речи, или ОНР — это системное нарушение речевой деятельности, при котором неправильно формируются ее смысловые и звуковые компоненты — фонетика, лексика и грамматика.

До 3 – 4 лет дети «имеют право» говорить так, как они могут и хотят. Но если ваш сын или дочка и по достижению этого возраста не использует в полной мере речь как средство коммуникации, стоит обратиться к врачу — неврологу или логопеду. Если есть проблема, лучше диагностировать ее еще в дошкольном возрасте и научить ребенка говорить правильно. Иначе в будущем ОНР сулит ему большие проблемы в социальном и личностном плане: трудности в овладении письмом и чтением, школьной программой в целом, отставание в умственном и психическом развитии, личностные нарушения.

Что означает ОНР и его симптомы

Вот общие признаки, по которым можно заподозрить недоразвитие речи у ребенка:

  • сказал первые слова в 3 – 4 года, в более тяжелых случаях — и в 5 лет;
  • говорит безграмотно, бессвязно и непонятно, фонетическое оформление речи низкое;
  • малыш понимает обращенные к нему слова, но свои мысли выразить в полном объеме не может.

В зависимости от степени выраженности ОНР, его делят на 4 уровня.

Нарушение 1-го уровня — самое тяжелое. Ребенок либо вообще не говорит, либо говорит отдельные звуки или слоги.

При болезни 2-го уровня малыш хоть и говорит на бытовом уровне, но неграмотно, звуки выговаривает неправильно, его словарный запас маленький.

При недоразвитии речи 3-го уровня ребенок владеет развернутой фразовой речью, но имеется лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие.

Самый легкий — 4-й уровень. Малыш в полном объеме вербально общается, но некоторые проблемы все же имеются.

Далее поговорим о характеристиках каждого уровня ОНР у детей более подробно.

Степени недоразвития речи и их характеристики

В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

1-й уровень: речь практически отсутствует

Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.

Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.

Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.

Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.

2-й уровень: наличие общеупотребительных слов

Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».

Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.

Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.

3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.

Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.

Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».

Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.

Читайте также:
Подготовка квалифицированных кадров в области адаптивной физической культуры для работы с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР

4-й уровень: практически вариант нормы

Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.

Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.

Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).

Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.

Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.

Причины развития ОНР у детей

Нарушение речевого развития может иметь разные причины. Выделим такие группы:

  1. Внутриутробное развитие. Инфекции у мамы в период вынашивания малыша, токсикоз;
  2. Осложненные роды. Травмы во время родов, различные патологии;
  3. Состояние здоровья новорожденного. Заболевания центральной нервной системы, травма головного мозга в младенчестве тоже могут стать причиной развития ОНР;
  4. Социальные факторы. Неблагоприятная обстановка в семье. Например, родители не занимались с малышом, не обучали, не развивали.

В некоторых случаях ОНР у детей развивается на фоне нарушений интеллекта или слуха.

Комплексная диагностика заболевания

К диагностике недоразвития речи важно подключить разных специалистов. Это необходимо для выявления причины заболевания. Ведь важно лечить именно ее, а не симптоматику.

В первую очередь малыша смотрят невролог, логопед, нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация хирурга, стоматолога, отоларинголога, психоневролога.

Но главенствующая роль отводится именно неврологическому обследованию. Врач оценит состояние нервной системы и локализацию поражения — именно от него зависит и форма речевого расстройства. В заключении невролог указывает причину нарушения, его форму, акцентирует внимание на первостепенных проблемных зонах. Все эти данные в дальнейшем использует в диагностике и коррекции логопед.

После консультации невролога — а в некоторых случаях и других узких специалистов — малыша направляют к логопеду-дефектологу. Он изучает заключения коллег, дополняет анамнез со слов родителей, а дальше осматривает речевой аппарат ребенка, изучает особенности его звукопроизношения.

Затем логопед общается с маленьким пациентом. В процессе общения он оценивает степень развития речи ребенка: может ли он связно выражать мысли, говорить осмысленно, грамотно выстраивать рассказ.

На основании обследования логопед определяет форму и степень ОНР и планирует лечение.

Коррекция общего недоразвития речи

Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.

В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.

Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:

  1. Развивают подражательную деятельность. Малыш повторяет звуки, которые слышал ранее;
  2. Тренируют моторику рук. От ловкости маленьких ручек зависит и развитие речи. Специалисты проводят с малышом занятия, которые развивают координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
  3. Тренируют артикуляционный аппарат — мышцы губ, языка, щек. Этому способствуют логопедические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.

Коррекция ОНР у детей 1-го уровня

Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи. А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.

Коррекция нарушения 2-го уровня

Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).

При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Коррекция нарушения 3-го уровня

Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие. На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы.

Коррекция нарушения 4-го уровня

Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением. Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения. Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.

Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: