Афазия у левшей

Афазия у левшей

АФАЗИЯ У ЛЕВШЕЙ

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Афазия – нарушение речи, состоящее в потере возможности воспользоваться словами и фразами как средством выражения идеи. Речевой аспект представляют восприятие (импрессивная речь) слов и произношение (экспрессивная речь). Нарушение экспрессивной речи может существовать и при дизартрии, заключающейся в повреждении функций исполнительного речевого аппарата (язык, небо, голосовые связки) и неосуществимости произносить слова. Больной с афазией может произнести какой-либо звук, но не может говорить. Аномалия импрессивной речи обязана быть отдифференцирована от глухоты. При афазии вполне и верно воспринимаются все звуки и грохот, однако слово звучит как безызвестный знак. Больной слышит речь, но не может понять ее.[2. 308стр.] Афазия появляется из-за нарушения определенных корковых зон в преобладающем полушарии (левом у правши, правом у левши). Время от времени замечается одновременное повреждение произношения и восприятия значения слов, этот разряд афазий при крупных очагах в острой стадии болезни, когда грубо проявлены нейродинамические и циркуляторные расстройства. С убавлением крайних обнаруживается тот либо другой синдром афазии: моторная, сенсорная, амнестическая, проводниковая афазия. Безусловными правшами являются только 40-42% народонаселения, а безусловными левшами – 5-8%. Другие 50% народонаселения являются или сокрытыми, латентными, парциальными либо переученными с левой руки на правую левшами, или правшами с признаками левшества. Часто афазические повреждения у лиц, переученных с левой руки на правую сокращаются внезапно в течении 1-7 дней. Поэтому данная категория страдающих афазией в логопедической поддержке не нуждаются. Левши с крепкими речевыми расстройствами составляю примерно 30% от всеобщего числа больных с афазией. Афазии у левшей, появляющаяся при поражении правого полушария, наименее проявлена. Это разъясняется высочайшими компенсаторными способностями левого полушария. Наиболее резко у левшей появляются речевые патологии, при поражении левого полушария. Это разъясняется тем, что в процессе переучивания ребенка с левой руки на правую и обучения его письму правой рукою у него в левом полушарии создаются добавочные речевые зоны в премоторной, постцентральной и височной частях головного мозга. У переученных либо парциальных левшей разряд афазических нарушений некоторое количество различается от тех же форм афазий у правшей. До этого только, это дотрагивается афазий, появляющихся при нарушении вторичных полей коры головного мозга. При них появляются афферентная («проводниковая») моторная афазия, эфферентная моторная афазия и акутико-гностическая афазия и их называют парциальной афферентной моторной афазией, парциальной эфферентной моторной афазией и парциальной акустико-гностической афазией у левшей. Настоящая акустико-гностическая афазия у левшей фактически не наблюдается в связи с высочайшей взаимозаменяемостью функций височных частей обоих полушарий. Но у левшей время от времени при поражении височной части появляется типичная сенсорная афазия, приобрела в «классической» классификации название «транскортикальной» сенсорной афазии. При этом варианте акустико-гностической афазии появляется диссоциация между совершенным недопониманием речи, условной сохранности осмысливания читаемого текста, способности записи слов под диктовку без осмысливании слова. В речи данных людей не присутствуют жаргонофазия и литеральные парафразии. Парциально-афферентная и эфферентная моторные афазии. У левшей наблюдается условная сохранность ситуативной, клишеобразной речи. При этом, при афферентной («проводниковой» классической классификации) моторной афазии выявляется наравне с сохранной своей речью грубая апраксия артикуляционного аппарата. Она приводит к абсолютному нарушению возобновления слов. У таких больных может быть наигрубейшее повреждение счета даже в пределах главного десятка, однако этого не наблюдается у правшей с той же формой афазии, а также повреждение осмысливания тех средств языка, которые передают пространственно временные отношения предметов, антонимов, предлогов, наречий. Появляются сложности в ориентировании в пространстве при изображении предметов и картинок, и это все при совершенной сохранности фонематического слуха. Эти серьезные нарушения в пространстве распространяются на «механизмы» письма и чтения не только в связи с возможностью зеркального написания отдельных букв. В тенденции читать слова справа влево и писать сначала окончательные слоги слова. Поэтому больные с нарушением ситуативной речи и амнестических проблем сильно схожи с больными с височными афазиями. Не смотря на это, сохранность у них фонематического слуха и слухоречевой памяти, серьезные нарушения конструктивного праксиса и апраксия артикуляционного аппарата показывают на нижнетеменную локализацию речевого нарушения. У левшей при парциальной эфферентной моторной афазии основные трудности появляются при составлении фразы сообразно сюжетному рисунку, негрубая аграфия, персеверации в устной речи и письме при значимой сохранности ситуативной речи. Она реализуется как и при «проводниковой» афазии сохранным у данных больных исходно доминантным сообразно речи правам полушарием [1. 156стр]. У левшей на стадиях средних и поздних шагов возобновления при парциальных эфферентной и афферентной моторной афазиях наблюдается парадокс «дограмматического» письма. В данном случае выявляется потеря всех простых навыков письма: правописания приставок, безударных гласных, употребление мягкого знака, заглавных букв в собственных имена и т. д. Лишь у данной категории левшей с афазией отмечается «дограматическое» письмо, однако не наблюдается у правшей и не имеет ничего общего с дисграфией либо аграфией при всех формах афазии. У левшей при предоставленных формах афазии виды возобновления речевых функций некоторое количество лучше, чем у правшей. Очень схожи способы коррекционно-педагогической работы при афазии у левшей и правшей. Но у левшей с акустико-мнестической и семантической афазией речевые расстройства остаются крепкими и тяжело преодолимыми. У левшей динамическая афазия почти не наблюдается, это можно объяснить высочайшей взаимозаменяемостью функций заднелобных отделов головного мозга Весьма редко у левшей можно увидеть «перекрестную» афазию. Наблюдается картина непарциальной афферентной моторной афазии у левшей, при повреждении левого полушария у левшей и правого полушария у правшей. У данных больных речь пропадает полностью до тех времен, пока с ними не будут проводиться постоянные логопедические занятия. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что афазия у левшей отличается от афазии у правшей. У левшей афазия проходит не в таких тяжелых формах, имеет специфику особенностей, следовательно, требования учета при организации и реализации, как логопедической работы, так и при разработки комплекса реабилитационных мероприятий в целом.

Читайте также:
Логопедическое заключение при заикании

Литература и источники

(Шохор-Троцкая). Речь и афазия. – М.: Медицина, 1997.-280стр. , , Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. Журнал «Наука и жизнь», №6, 2001.

Научный руководитель – , асс. каф. СП и ПСТ., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Роль левшества в восстановленииречевых функций у больныхс афазией

возникает необходимость прибегнуть не только к терминологии классификации А.Р. Лурия, но и к терминологии Вернике—Лихтгейма. При поражении правого полушария из 13 больных у 3 отмечалась легкая эфферентная моторная афазия, у 4 — средней тяжести афферентная моторная афазия, у 3 — негрубая «проводниковая* афазия с грубой алексией, аграфией и акалькулией, у одного больного — легкая акустико-мнестическая афазия, у одной больной наблюдалась грубейшая «транскортикальная» сенсорная афазия с полным непониманием речи и сохранностью повторения на фоне акустической агнозии на неречевые звуки, у одного больного с комплексной моторной афазией было двустороннее поражение коры головного мозга.

Афферентная моторная афазия у левшей при поражении левого полушария отмечалась в 25 случаях, причем у трех больных с крайне тяжелой афазией можно было говорить о полном расхождении доминантности полушарий по речи и руке, так как все бытовые операции больные выполняли до болезни только левой рукой. У 8 больных афферентная моторная афазия была средней степени тяжести, у 14 — легкой. У всех больных этой группы была выраженная аграфия.

Эфферентная моторная афазия наблюдалась у 32 больных, из них у 29 — средней и легкой тяжести. У 8 больных отмечалась комплексная моторная афазия. Динамической и «транскортикальной* моторной афазии у левшей не наблюдалось.

Таким образом, наиболее стойкими афазиями у левшей оказались семантическая афазия (17 чел.), «проводниковая* афазия или ее компонент (17 чел.), афферентная моторная афазия (25 чел.) и комплексные афазии, что говорит о том, что в 60% афазия у левшей оказывается стойкой при поражении теменной доли, сугубо «человеческой*, по образному выражению Пенфилда и Робертса. «Височные* афазии у левшей наблюдаются редко, что говорит о высоких компенсаторных возможностях правой височной доли у левшей и что совпадает с данными многих зарубежных авторов. То же можно сказать о высоких компенсаторных возможностях правой лобной доли у левшей с поражением левого полушария, так как у правшей моторная афазия при поражении премоторных и заднелобных отделов левого полушария возникает в 60%.

У 10 больных левшей очаг поражения наблюдался в левом полушарии. Из них: легкая акустико-гностическая афазия наблюдалась у одного больного, акустико-мнестиче- ская — у двоих, акустико-мнестическая афазия в сочетании с семантической афазией — у 10 больных, семантическая (негрубая) — у 17, что говорит о высоких компенсаторных возможностях «височных» афазий и стойкости семантической афазии. У 17 больных отмечалась так называемая проводниковая афазия, возникающая либо при поражении задних отделов теменной доли, либо при поражении задних височнотеменных отделов.

Читайте также:
Формирование звукопроизношения у детей со стертой дизартрией

Наблюдения за динамикой восстановления речевых функций у больных с эфферентной моторной афазией показали, что логопедические занятия с этими больными носят преимущественно стимулирующий, коррекционный характер и приводят к значительному улучшению не только устной, но и письменной речи. При афферентной моторной афазии с резким расхождением доминантности полушарий по речи и руке преодоление афазии протекает успешно, но очень медленно. То же следует сказать о наблюдении за восстановлением речи при «проводниковой» афазии, а также о семантической афазии. Объясняется это, видимо, тем, что связаны эти речевые процессы с овладением детьми-левшами сложно ор- . ганизованными навыками письма, счета и чтения, а именно: произвольного анализа звуко-буквенного состава слова при повторении и назывании, дроблении слова на слоги и звуки, определения места звука в слове, чтения слов по слогам и звукам, навыкам счета в пределах первых двух десятков и понимания логико-грамматических оборотов при решении арифметических задач. В связи с этим особые трудности при преодолении ¦ проводниковой* афазии в некоторых случаях возникают при преодолении алексии, аграфии и акалькулии. Однако ¦проводниковая» афазия является одной из самых перспективных афазий у левшей и амбидекстров. Значительные трудности в преодолении речевых расстройств у левшей возникают, как у правшей, при преодолении любых вариантов комплексных афазий, но все же процесс восстановления при левшестве более благоприятный.

Таким образом, наличие у больного левшества (полного, парциального, скрытого), подтвержденного наличием левшества у родственников больного, является оптимизирующим фактором при прогнозировании результатов восстановления речевых функций у значительного числа больных, что указывает на необходимость тщательного выявления левшества у всех больных с афазией, подтвержденного левшеством у родственников больного.

Оптимизация реабилитационного процесса при церебральном инсульте. — М., 1990. — С. 38—41.

Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение

Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.

Особенности афазии

Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис.

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.

Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Причины афазии

Чтобы понять причины возникновения афазии, нужно разобраться с тем, как работает речевой аппарат человека. Головной мозг синтезирует и воспринимает речь при помощи хорошо развитых речевых центров, которые находятся в коре больших полушарий.

Речевые центры называются по именам врачей, которые их открыли:

  1. Речевая зона Брока. Это моторный центр, который отвечает за формирование устной речи и моторную функцию.
  2. Речевой центр Вернике. Этот центр участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Чаще всего к развитию афазии приводят следующие факторы:

  • Черепно-мозговая травма. Травма может быть закрытой или открытой. В этом случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие центры, в зависимости от силы удара и куда он был нанесен.
  • Инфаркт мозга и геморрагический инсульт. В результате инфаркта мозга происходит ишемическое повреждение мозга. При остром нарушении мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте) возникает нетравматическое внутримозговое кровоизлияние. К возможным факторам, которые могут привести к сосудистым и ишемическим поражениям, относится гипертония, атеросклероз и т.д. При этом у пациентов, которые перенесли геморрагический инсульт, чаще всего диагностируется тональный или смешанный афазический синдром; у больных с ишемическими нарушениями – моторная, тональная и сенсорная афазия.
  • Онкология. В данном случае патология развивается при повреждении речевого центра опухолью.
  • Операции, проведенные на головном мозге.
  • Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезни Пика, очаговые варианты болезни Альцгеймера).
  • Энцефалит, менингит и другие инфекционно-воспалительные заболевания. Эти причины чаще всего приводят к появлению афазии у детей.

Основная симптоматика

В зависимости от локализации пораженных участков, симптомы могут быть менее или более интенсивными. Наличие того или иного симптома будет зависеть и от вида афазии, который диагностирован у человека.

Читайте также:
Формирование фонетических средств языка у дошкольников с ОНР

К основным симптомам афазии относятся:

  • Пропуск отдельных слов, фраз, замена букв.
  • У человека замедляется речь, появляются достаточно длинные паузы между предложениями. В других случаях речь может быть, напротив, очень быстрой и сбивчивой.
  • Грамматические и синтаксические ошибки в речи.
  • Человек может не помнить название объекта или предмета, при этом он будет знать его внешний вид и функцию. В большинстве случаев он может вспомнить название в случае подсказки (если назвать первый слог, то человек вспомнит его окончание).
  • Невозможность распознавания языковой речи.
  • Составление неполных предложений, неправильное произношение, интонация и ударение в словах.

Классификация афазии

В современной медицинской практике принято брать за основу классификацию по А.Р. Лурия, т.к. именно она учитывает локализацию очага поражения и возникающей при этом симптоматики. Ниже указаны основные формы афазии в соответствии с этой классификацией.

Динамическая афазия

Появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария, которое отвечает за речевую функцию. Данная патология характеризуется невозможностью построить связное и логичное высказывание. Возникают проблемы при необходимости пересказа содержимого увиденного ролика.

Пациент может забывать названия улиц, городов, даже фамилии близких ему людей. Но если сделать подсказу, назвав начало слова, то человек сможет закончить его. Возникают проблемы с отсчетом в обратном порядке.

Акустико-гностическая афазия

Проявляется поражением аналитической зоны Вернике. Эта патология еще называется сенсорной афазией, для которой характерно нарушение речи, при котором человек перестает воспринимать слова другого человека на слух. Пациент не может анализировать и синтезировать обращенную к нему речь, т.е. для него это просто набор невнятных звуков.

При сенсорной афазии нарушено слуховое восприятие при нормальном физическом слухе. Сама же речь таких пациентов в первые 2 месяца после начала мозговой катастрофы напоминает «речевую окрошку», представляя собой случайный набор звуков и слов. Затем у человека развивается логорея с выраженными вербальным, литеральными парафазиями и аграмматизмами.

Акустико-мнестическая афазия

Данная форма проявляется тем, что у человека существенно снижается способность запоминать услышанную информацию. При этом отмечается снижение объема запоминания: услышав фразу, он может запомнить не более 2-3 слов.

Таким людям очень тяжело общаться в компании, где больше 2 людей. При общении с ними нужно использовать простые слова и предложения.

Амнестико-семантическая афазия

Возникает при комплексном повреждении височной, теменной и затылочной зоны головного мозга. Данная форма проявляется следующими нарушениями:

  • Забывание названий предметов.
  • Проблемы с пониманием сложных речевых оборотов, которые отражают временные, пространственные и причинно-следственные взаимоотношения.
  • Проблемы с пониманием причастных и деепричастных оборотов.
  • Непонимание крылатых фраз, метафор, пословиц и т.д.
  • Характерной чертой этого нарушения является невозможность работать с тремя предметами. Пациент может взять чашку и справа от нее положить ложку, но если дать ему еще и вилку, то это вызовет у него затруднение.

Эфферентная моторная афазия

Данная патология связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). У пациента появляются артикуляционные дефекты речи и проблемы с изменением положения органов артикуляционного аппарата. Иными словами, когда он произносит какой-нибудь звук, то ему требуется время для переключения на другой.

Речь присутствует, но без интонационной окраски, эмоций, в ней нет плавности. Центральный речевой дефект – это кинетическая артикуляционная апраксия. При эфферентной моторной афазии также могут наблюдаться нарушения двигательных процессов и заторможенность.

Афферентная моторная афазия

Очаг поражения – нижние отделы постцентральной коры, которые примыкают к роландовой борозде. У пациента есть серьезные проблемы с изменением положения артикуляционного аппарата при произношении звуков (кинестетическая артикуляционная апраксия).

При обширных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают сенсорные и моторные речевые зоны, у пациента диагностируется тотальная афазия – полная невозможность говорить и распознавать речь. Часто встречаются смешанные формы афазии: сенсомоторные, афферентно-эфферентные и т.д.

Основные методы диагностики

Диагностика афазии предполагает привлечение нескольких специалистов, включая невролога, нейропсихолога и логопеда.

Для выявления очага поражения и выяснения непосредственных причин патологии применяется МРТ и КТ, УЗДГ сосудов головы и шеи, а также дуплексное сканирование сосудов головного мозга.

Помимо инструментальной диагностики, проводится обследование речи, которое предполагает диагностику устной и письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание смысла прочитанного).

Тестирование в клинических условиях для выявления конкретных поражений должно включать оценку следующих симптомов:

  • Спонтанная речь: Речь оценивается по беглости, количеству произносимых слов, способности инициировать речь, наличию спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений и просодии.
  • Называние: Пациентов просят назвать объекты. Те из них, кто испытывает затруднения при назывании, часто прибегают к многословным описаниям объекта (например, «то, что вы используете для того, чтобы сказать время» вместо «часы»).
  • Повторение: Пациентов просят повторить грамматически сложные фразы (например, «никаких если, и, или но»).
  • Понимание: Пациентов просят указать на объекты, которые называет врач, выполнить команду в одно или несколько действий, ответить на простые и сложные вопросы «да» или «нет».
  • Чтение и письмо: Пациентов просят написать какую-либо произвольную фразу и громко ее зачитать. Оценивают понимание, произношение, письмо под диктовку.
Читайте также:
Музыка и чистоговорки в коррекции речи при заикании

Формальное нейропсихологическое тестирование, проводимое нейропсихологом или логопедом, может выявить более тонкие уровни дисфункции и помочь в планировании лечения и оценке имеющегося потенциала для восстановления. В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов для выявления афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий»).

Нейропсихолог также проводит диагностику:

  • слухоречевой памяти;
  • праксиса;
  • зрительного гнозиса;
  • интеллектуальных процессов;
  • конструктивно-пространственной деятельности.

В задачу специалистов также входит дифференциальная диагностика, т.е. важно дифференцировать афазию от других патологий, проявления которых могут быть схожими: дизартрия, алалия, мутизм и др.

Афазия у левшей

Wernicke указал на значение чувствительных путей, главным образом зрительных; он считал, что передняя часть мозга ведует артикуляционными, задняя же — воспринимает нервные импульсы, поступающие от чувствительных рецепторов. Wernicke предполагал, что клетки мозга не дифференцируются на двигательные и чувствительные, что вопрос об их функции решается их связями. Заслугой Wernicke является то, что он ввел разграничение между понятиями „слух” и „слышимость речи”.

Центр слышимости речи, по мнению этого автора, находится в верхней височной извилине. Разрушение этого центра приводит к потере способности понимать речь. Такого рода расстройство сопровождается появлением трудностей при чтении и письме. Wernicke первый составил графическую схему полей коры мозга, имеющих связь с механизмом речи: 1) сенсорный центр — в верхней височной извилине, 2) моторный центр речи Вrоса — в нижней лобной извилине, 3) центр письма — в средней лобной извилине.
Автор выделил также так называемую афазию проводимости (разрушение путей, связывающих сенсорный центр речи с моторным), которая характеризуется отсутствием возможности повторять сказанное.

Kussmaul был основоположником направления, которое в настоящее время имеет большое количество сторонников, заключающегося в объяснении нарушений речи невозможностью связывать звуковые произносимые символы (слова) с графическими символами и с их обозначением. Этот автор ввел термин „асимволия”. Kussmaul считал, что нельзя говорит о локализации центра речи в той или иной извилине.

Hughlings Jackson считал, что речь является психической функцией, и не соглашался с классификацией, основанной с одной стороны на анатомических и физиологических явлениях, а с другой — на психологических. Этот автор разработал несколько основных положений, которые имеют значение прежде всего для восстановления речи и подробное знакомство с которыми является необходимым для фониатров. Мы лишь вкратце опишем их. Итак, согласно Jackson:
1) оба полушария мозга принимают участие в образовании речи, при этом левое полушарие является доминирующим, т.к. его повреждение сопровождается потерей речи;
2) в процессе словесного мышления участвуют также оба полушария, поэтому при повреждении левого полушария больной может понимать, что ему говорят, и эту способность обеспечивает неповрежденное правое полушарие;
3) у левшей повреждение правого полушария вызывает левосторонний паралич и афазию. Эти по ложения были опубликованы Jackson в 1868 году.

Вопросам, объясняющим причины, которые влияют на то, что человек становится правшой или левшой, посвящены обширные разделы в дисциплинах, целью которых является исследование, лечение и восстановление речи при ее нарушениях центрального происхождения. Моменты, которые обуславливают то, что правое полушарие мозга становится доминирующим по отношению к процессам речеобразования, до настоящего времени не выяснены. Одно является безусловно ясным, что такого рода явление связано не только с преобладающей функцией левой руки.

То, что человек становится правшой, обуславливается рядом факторов: наследственностью, психическими моментами и, по всей вероятности, многими другими, до настоящего времени не выясненными причинами. Согласно Penfield речь человека и преобладающая функция правой руки развивались параллельно в филогенезе. Этот же автор считает, что функция мозга и преобладание в функциональном отношении правой руки над левой или наоборот при физиологическом состоянии не зависят друг от друга и лишь при патологических состояниях эта зависимость становится явной

Читайте также:
Словесные головоломки при афазии

Наш опыт свидетельствует о том, что в случаях нарушений речи двигательные упражнения для правой и левой половины тела, например, письмо правой и левой рукой дают лучшие результаты, чем упражнения лишь для пораженной стороны.

Афазии левшей

Первое описание афазии у левши при поражении правого полушария принадлежит Джексону (1868). Открытие Джексона, что у левшей афазия может быть при поражении правого полушария мозга, и собственные наблюдения заставили Брока сделать допу­щение, по поводу которого он писал: «существует определенное число людей, у кото­рых естественное превосходство извилин правого полушария мозга изменяет явление, которое я описал, на обратное».

В 1899 году В. ВгапмеИ наблюдал афазию у 36-летнего левши (писал левой рукой) с правосторонним гемипарезом. Он назвал ее перекрестной (сгоззес! арЬа$1а) и призвал задуматься над тем, что леворукость не всегда противоположна праворукости в смысле доминантности правого полушария по речи. Но представление о том, что правое полу­шарие мозга левшей является доминантным по речи таким же образом, как левое полу­шарие у правшей, уже сложилось (цитата по Пенфильд У., Робертс Л., 1964). Это утвер­ждение долгие годы продолжает повторяться в учебниках и руководствах для врачей вопреки тому факту, что речь и у праворуких больных может нарушаться при пораже­нии правого полушария. Этот праворукий может иметь ведущее левое ухо, в частности, при выполнении задания по дихотическому прослушиванию слов, предъявляемых од­новременно на правое и левое ухо (Приложение 1). У леворукого может быть афазия при поражении левого полушария, если у него ведущим в восприятии слов является правое ухо, что выражается в положительном значении Кпу, скажем, +25 (Доброхото­ва Т.А., Брагина Н.Н., 1994).

Необходимость определения профиля функциональной асимметрии каждого боль­ного осознавалась с давних времен. Она подчеркнута в работах А.Р. Лурии. Он считал необходимым (1947) различение у больных признаков «стертого» левшества. Результа­ты изучения больных со стертыми признаками левшества А.Р. Лурия обобщил и на ос­новании этого сделал предположение, что у таких больных отсутствуют нарушения речи при грубом разрушении речевых зон левой гемисферы мозга; только у левшей и амби- декстров были стертые формы афазии или полное их отсутствие при проникающих ра­нениях основных зон речи. Быстрый регресс афазии был отмечен у больных — левшей и правшей, имевших левшество в семье. Это положение подтверждается и уточняется в исследованиях с детальным определением функциональной асимметрии рук и ног, зре­ния и слуха (Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., 1994). Так, у левши (из семьи левшей)

матическим поражением правого полушария мозга нарушения речи проявлялись в особых ситуациях. При спонтанных высказываниях он говорил без затруднений. Цуудности возникали, когда больной должен был ответить на задаваемые ему вопросы. ^Ьпример, всегда правильно называл свою жену; но при вопросе, как зовут его жену, те­мнея, не мог вспомнить имя жены и спрашивал у нее: «Как тебя зовут?»

М.К. Шохор-Троцкая приводит наблюдение больного-левши (кровоизлияние I* нравую височную область) с сенсорной афазией и легким левосторонним гемипаре- аоы Поступил в институт неврологии с жалобами на нарушение понимания речи окру­жающих, письма и чтения. Не понимал обращенной к нему речи и не отвечал на вопро­сы. Так, на просьбу показать воротник отвечает: «Как? Воротник? Не знаю, не помню». При этом, хорошо различал близкие по звучанию речевые звуки (ба-па, да-та). В ответ Ш произнесенное бессмысленное слово обычно говорил, что такого слова нет, напри- «гр, услышав слово «лиздок» говорит: «Не слыхал этого». Понимание коротких и про­стых фраз было затруднено. Не понимал инструкций.

Экспрессивная речь была относительно сохранна — правильно повторял гласные а согласные звуки, односложные слова.

В работах А.Р. Лурии справедливо отмечалась «целая гамма переходов, начиная от ■Кшой и абсолютной доминантности левого полушария и кончая частичным или пол­переходом доминирующей роли к правому полушарию мозга». Это положение ерждается и расширяется, уточняются варианты путем определения у здоровых ьггуемых и больных асимметрии не только рук, но и ног, зрения, слуха (в воспри- н слов) и сопоставления с обнаруживающимися особенностями психических функ- . Особым и чрезвычайно сложным оказался вопрос о доминантном по речи полу- >ии мозга у разных (по сочетанию правых и левых асимметрий четырех парных ов) левшей. У «полных» правшей доминантным является левое полушарие мозга, торыми авторами придается особое значение позе руки при письме (Ьеуу I., 1984): чная (запястье пишущей руки (левой или правой) под строкой (доминантно контр- альное пишущей руке полушарие) и инвертированная (запястье — над строкой), ик пера направлен вниз (доминантно ипсилатераЛьное полушарие). Это утвер- ние не всегда подтверждается другими исследователями.

Читайте также:
Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии

Если иметь в виду, что у 37% здоровых людей выявляется левшество в слухе (при 5% руких), можно предположить у левшей множество возможных вариантов афазий их 1) зависимости от поражения правого или левого полушария и 2) клиническим явлениям, сопровождению другими, не характерными для правшей симптомами, первому признаку возможны варианты:

• афазия в сочетании с левосторонним гемипарезом возникает у леворуких при по­ражении правого полушария мозга, если больной — «левша по слуху»; по данным К. Сопгас! (1949,1951), у 40,7% леворуких афазия возникает при поражении право­го полушария;

• афазия в сочетании с правосторонним гемипарезом возникает у леворуких при поражении левого полушария, если больной — «правша по слуху». По данным К. Сопгас!—у 38,2% леворуких афазия возникает при поражении левого полуша­рия, по данным Шохор-Троцкой (Бурлаковой) (1997) — у 75% левшей; доминант­ность полушария по речи она считает необходимым определять по ведущей руке и по наличию левшества в семье — «скрытое и переученное левшество»;

• афазия возникает у праворуких при поражении правого полушария, сочетаясь с левосторонним гемипарезом, если больной «левша по слуху»; среди здоровых— 37% имеют ведущее левое ухо; вероятность возникновения афазии тем выше, чем больше отрицательный Кпу по величине.

• афазия (дисфазия) возможна при поражении того или другого полушария, если у больного — симметрия слуха, сочетающаяся с лево- или праворукостью. Возмож­ны и другие варианты.

Во многих исследованиях под левшами подразумевались лишь леворукие. Асим­метрия других парных органов не уточнялась. Разбирались разные особенности нару­шений речи у таких левшей. В частности следующие: более слабая выраженность или отсутствие корреляции между локализацией патологического процесса и развитием свойственных этой локализации первичных расстройств речи, частое нарушение экс­прессивной речи (48% случаев), реже — импрессивной (24% случаев); при поражении правого полушария у всех больных-левшей А.В. Семенович отметила «широкий спектр дисфазических явлений в экспрессивной речи», в то время как импрессивная речь оценивалась как дефектная лишь у 14% больных (Семенович А.В., 1991).

По М.К. Шохор-Троцкой (Бурлаковой) (1997), «все ведущие афазиологи XX века изу­чали афазии только правшей, игнорируя особенности афазий у левшей». Такая оценка едва ли справедлива. Действительно, неизмеримо лучше изучены афазии правшей. Но даже в литературе, не относящейся к последним десятилетиям, когда резко усилился интерес к левшам, можно найти далеко не единичные примеры описания афазии у лев­шей или считающих себя правшами, но имеющих скрытые признаки левшества (Гуро­ва Е.В., 1949; АппеИ М., 1976). Причем основное внимание в этих описаниях направлено не только и не столько на возникновение афазии при поражении правого полушария, что наблюдается лишь у части левшей, сколько на ее клинические особенности (Визель Т.Г., 1997,1998).

М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) (1997), рассмотрев речевые функции у 792 боль­ных с афазией, «признаки левшества» отметила у 240, то есть у 30,3%. Эти больные пе­реучивались писать в дошкольном и раннем школьном возрасте «с левой руки на пра­вую».

Лишь у левшей наблюдалась так называемая «проводниковая», парциальная аффе­рентная моторная и «транскортикальная» парциальная сенсорная афазии. При послед­ней наблюдается диссоциация между сохранением способности повторять слова и даже фразы при грубом нарушении понимания речи. Такая «парциальная» сенсорная афа­зия возникала у явных или парциальных левшей. Транскортикальная сенсорная афазия может развиваться при поражении как правого, так и левого полушария. Отмечались элементы зеркальности в письме (по горизонтали и вертикали). Как и другие авторы, Шохор-Троцкая, отмечает быстрый регресс речевых нарушений у левшей: «у значи­тельного числа больных-левшей на раннем этапе болезни в течение нескольких дней могла произойти настолько полная спонтанная компенсаторная перестройка речевых функций, что позже они не считали нужным обращаться к специалистам по поводу дискомфорта речи». Автор объясняет это парциальным’ распределением речевых функций у больных с левшеством в левом и правом полушариях, происходящим на фоне сохранности неречевых функций левого полушария, что приводит к формирова­нию в этом полушарии дополнительных речевых зон, например, в задних отделах нижне­теменной области («моторной коры», о которой писал А.Б. Кукуев).

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Читайте также:
Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР - мастер-класс

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.
Читайте также:
Презентация - исследование по теме Дисграфия

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

ОНР: причины, лечение, диагностика

Время чтения – 15 минут

Опубликовано 3 мая 2020 г.

Общее недоразвитие речи, или ОНР — это системное нарушение речевой деятельности, при котором неправильно формируются ее смысловые и звуковые компоненты — фонетика, лексика и грамматика.

До 3 – 4 лет дети «имеют право» говорить так, как они могут и хотят. Но если ваш сын или дочка и по достижению этого возраста не использует в полной мере речь как средство коммуникации, стоит обратиться к врачу — неврологу или логопеду. Если есть проблема, лучше диагностировать ее еще в дошкольном возрасте и научить ребенка говорить правильно. Иначе в будущем ОНР сулит ему большие проблемы в социальном и личностном плане: трудности в овладении письмом и чтением, школьной программой в целом, отставание в умственном и психическом развитии, личностные нарушения.

Что означает ОНР и его симптомы

Вот общие признаки, по которым можно заподозрить недоразвитие речи у ребенка:

  • сказал первые слова в 3 – 4 года, в более тяжелых случаях — и в 5 лет;
  • говорит безграмотно, бессвязно и непонятно, фонетическое оформление речи низкое;
  • малыш понимает обращенные к нему слова, но свои мысли выразить в полном объеме не может.

В зависимости от степени выраженности ОНР, его делят на 4 уровня.

Читайте также:
Особенности артикуляции у детей со стертой дизартрией

Нарушение 1-го уровня — самое тяжелое. Ребенок либо вообще не говорит, либо говорит отдельные звуки или слоги.

При болезни 2-го уровня малыш хоть и говорит на бытовом уровне, но неграмотно, звуки выговаривает неправильно, его словарный запас маленький.

При недоразвитии речи 3-го уровня ребенок владеет развернутой фразовой речью, но имеется лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие.

Самый легкий — 4-й уровень. Малыш в полном объеме вербально общается, но некоторые проблемы все же имеются.

Далее поговорим о характеристиках каждого уровня ОНР у детей более подробно.

Степени недоразвития речи и их характеристики

В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

1-й уровень: речь практически отсутствует

Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.

Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.

Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.

Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.

2-й уровень: наличие общеупотребительных слов

Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».

Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.

Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.

3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.

Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.

Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».

Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.

4-й уровень: практически вариант нормы

Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.

Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.

Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).

Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.

Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.

Причины развития ОНР у детей

Нарушение речевого развития может иметь разные причины. Выделим такие группы:

  1. Внутриутробное развитие. Инфекции у мамы в период вынашивания малыша, токсикоз;
  2. Осложненные роды. Травмы во время родов, различные патологии;
  3. Состояние здоровья новорожденного. Заболевания центральной нервной системы, травма головного мозга в младенчестве тоже могут стать причиной развития ОНР;
  4. Социальные факторы. Неблагоприятная обстановка в семье. Например, родители не занимались с малышом, не обучали, не развивали.
Читайте также:
Работа над правильным речевым дыханием

В некоторых случаях ОНР у детей развивается на фоне нарушений интеллекта или слуха.

Комплексная диагностика заболевания

К диагностике недоразвития речи важно подключить разных специалистов. Это необходимо для выявления причины заболевания. Ведь важно лечить именно ее, а не симптоматику.

В первую очередь малыша смотрят невролог, логопед, нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация хирурга, стоматолога, отоларинголога, психоневролога.

Но главенствующая роль отводится именно неврологическому обследованию. Врач оценит состояние нервной системы и локализацию поражения — именно от него зависит и форма речевого расстройства. В заключении невролог указывает причину нарушения, его форму, акцентирует внимание на первостепенных проблемных зонах. Все эти данные в дальнейшем использует в диагностике и коррекции логопед.

После консультации невролога — а в некоторых случаях и других узких специалистов — малыша направляют к логопеду-дефектологу. Он изучает заключения коллег, дополняет анамнез со слов родителей, а дальше осматривает речевой аппарат ребенка, изучает особенности его звукопроизношения.

Затем логопед общается с маленьким пациентом. В процессе общения он оценивает степень развития речи ребенка: может ли он связно выражать мысли, говорить осмысленно, грамотно выстраивать рассказ.

На основании обследования логопед определяет форму и степень ОНР и планирует лечение.

Коррекция общего недоразвития речи

Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.

В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.

Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:

  1. Развивают подражательную деятельность. Малыш повторяет звуки, которые слышал ранее;
  2. Тренируют моторику рук. От ловкости маленьких ручек зависит и развитие речи. Специалисты проводят с малышом занятия, которые развивают координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
  3. Тренируют артикуляционный аппарат — мышцы губ, языка, щек. Этому способствуют логопедические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.

Коррекция ОНР у детей 1-го уровня

Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи. А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.

Коррекция нарушения 2-го уровня

Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).

При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.

Коррекция нарушения 3-го уровня

Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие. На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы.

Коррекция нарушения 4-го уровня

Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением. Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения. Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.

Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: