Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу

Адаптация детей к детскому саду
консультация

Рекомендации родителям: “Адаптация к детскому саду”

Скачать:

Вложение Размер
1._adaptatsiya_rebenka_k_detskomu_sadu.docx 15.13 КБ
adaptatsiya_buklet.docx 178.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва

«Адаптация ребенка к

Педагог-психолог: Иргит Ш.О

Для успешной адаптация ребенка к детскому саду.

Период адаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой: и по длительности, и по характеру: у одного малыша он проявляется постоянными ОРВИ, у другого – нарушениями в работе кишечника, у третьего – сильными эмоциональными реакциями (агрессивностью, раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения) – адаптация протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.

Родителям же видна лишь надводная часть этого «айсберга» – поведение ребенка. Малыш становится почти неузнаваем: по любому поводу истерики. Снова стали мокрыми штанишки. Ничего не ест и плохо спит. Тревожен, как никогда. Не хочет ходить в детский сад. Расстается с плачем, причитая, что его никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была мама. Словом, такое впечатление, будто он «развивается назад», у него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Не волнуйтесь, это все естественно. И, конечно, в скором времени пройдет.

Возможна адаптация трех типов: легкая, тяжелая и средней тяжести.

Разлука – страх – стресс – срыв адаптации – болезнь . Все это свойственно ребенку с тяжелой (неблагоприятной) адаптацией к детскому саду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к новому коллективу месяцами, а иногда и вовсе не может к нему приспособиться. Поэтому если педиатр прогнозирует Вашему ребенку тяжелую степень адаптации, желательно не отдавать его в сад рано (в 3 года), а по возможности сделать это позднее, по мере совершенствования его адаптационных механизмов.

При легком типе адаптации малыш приспосабливается к новой обстановке примерно за полмесяца, и изменения в его поведении кратковременны и незначительны, ребенок не болеет.

При адаптации средней тяжести ребенок адаптируется к новому коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает, однако болезнь протекает без каких-либо осложнений.

Рекомендации для родителей :

1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите ему примерно так: «Я знаю, что ты скучаешь, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

2. На привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться от двух недель до полугода, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

3. Очень важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу; хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

4. В период адаптации дети быстро утомляются, в результате у ребенка может пропасть аппетит, нарушиться сон, поэтому необходима преемственность в вопросах воспитания семьи и детского сада. Родители и педагоги должны организовать деятельность ребенка в детском саду и дома таким образом, чтобы снять его эмоциональное напряжение, организовывать режимные процессы, согласовывать методику их проведения, выбирать соответствующие характеру его поведения приемы и методы педагогического воздействия.

5. Если через месяц Ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых Вы забыли.

6. И помните, что педагоги и психологи детского сада всегда готовы прийти к Вам на помощь! Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть к детскому саду Вашему ребенку.

Адаптация ребёнка в новом коллективе

Адаптация ребёнка в новом коллективе

(Памятка родителям)

Золотые правила воспитания для родителей:

  • Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несете именно вы.

Возрастные особенности младшего подростка

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению «худшего»;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации

  • удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
  • ребёнок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Некоторые проблемы пятиклассников

  • В письменных работах пропускает буквы.
  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
  • С трудом решает математические задачи.
  • Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
  • Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
  • Не умеет работать самостоятельно.
  • С трудом понимает объяснения учителя.
  • Постоянно что-то и где-то забывает.
  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Признаки возникшей дезадаптации школьника

  • Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Усталый, утомлённый вид ребёнка.
  • Нежелание выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный ночной сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.

Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.

Рекомендации родителям пятиклассников

Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.

Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.

Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.

Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе»

ирина зимакова
Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе»

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Условия социального успеха

Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются у психологов условиями социального успеха. Эти правила действуют как во взрослом, так и в детском коллективе. И чем раньше ребенок научится социализироваться среди своих сверстников, тем успешнее будет проходить адаптация в дальнейшем, на следующих возрастных этапах (в школе и т. д.)

Первое условие социального успеха – это личная привлекательность. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем-то своего собеседника.

Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи. Для этого побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой.Помните: научить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики!

Как помочь робкому ребенку научиться общаться со сверстниками?

Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками,необходимо:

• Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность. Например,одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил…Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).

• Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы малыш не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

• При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например,: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что что бы он ни сделал – его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший. С таким настроем ему намного проще будет воспринимать критику и неприятие его, с которым он вполне может столкнуться в процессе общения в реальной жизни.

• Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним. Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться самостоятельно (пусть даже и с трудом).

• Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок. Но ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенкаи не говорите ему что-то вроде: «Твои проблемы – это глупость, да и вообще ты сам во всем был виноват».

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой.Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Очень мудро с Вашей стороны будет, если Вы дадите малышу возможность давать Вам советы и критиковать Вас. Только так Вы сможете сформировать у него чувство собственного достоинства и самоуважение.

• Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.

• Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы,как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками?

Итак, Ваш ребенок избавился от робости, он уверен в себе и готов к новым подвигам.В этот момент мы должны вспомнить о двух условиях социального успеха: личной привлекательности и навыках общения – и начать их формировать! Но не стоит забывать, что лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться.

Формирование личной привлекательности – это, по сути, формирование тех черт характера, которые, так или иначе, помогут ребенку в общении. Формирование навыков общения – это соединение черт характера, составляющих личную привлекательность, с практическими навыками общения. Как же сформировать у малыша эти черты характера и научить ребенка общаться со сверстниками?

• Будьте открыты, ласковы и искренни со всеми членами семьи. Ребенок, видя такую модель общения, будет ее усваивать и использовать в общении со сверстниками. Малыш должен усвоить, что добрый и открытый человек всегда окружен друзьями.

• Будьте вежливы, уважительны и заботливы по отношению к членам Вашей семьи. Удачно научить ребенка общаться со сверстниками можно только в том случае, если он будет знать, что относиться к окружающим нужно с уважением, а в особых случаях – даже проявлять заботу и уметь сострадать.

• Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.

Ребенок должен чувствовать, что его любят. Тогда ему будет легче открыться и рассказать о своих внутренних переживаниях и Вам, и всем окружающим.

• Если в Вашей семье несколько детей, и они не всегда ладят – ни в коем случае, не поощряйте споры и конкуренцию между ними. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно показать ему, что агрессия и злость – плохой союзник в налаживании хорошего общения.

• Учите ребенка жить не только своими интересами, но и учитывать интересы собеседника. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, не нужно кричать и драться, в процессе игры нужно договариваться, а не «тянуть одеяло на себя» и т. д. Одним словом, прививайте ребенку правила хорошего тона. А если Вы видите, что он в процессе игры забывает о каком-то из них – договоритесь, что у вас будет условный сигнал, которым Вы напомните малышу об этом правиле. Например, Вы видите, что ребенок лезет в драку. Чтобы не допустить потасовки –тихо произнесите: «Помнишь?»,что будет означать: «Помнишь, мы с тобой договаривались, что драк не будет?».

• Держите ребенка, налаживающего общение, в поле своего зрения, чтобы он чувствовал, что Вы постоянно уделяете ему внимание. Это очень важно для формирования его внутренней уверенности и хорошо действует как сдерживающий фактор.

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, обязательно расскажите ему о том, что для того, чтобы взять игрушку у приятеля по игре, нужно вежливо спросить разрешения, а не выпрашивать и уж, тем более, не топать ногами и не драться. Многие дети грешат нетерпеливостью, что потом приводит к обидам и истерикам.

Ребенок должен знать о правилах справедливости. Например, если игрушку не попросили, а отняли – можно защищаться и отстаивать свои права. А если игрушку вежливо попросили – правильно будет одолжить ее новому знакомому. А если кто-то из детей первым лезет в драку или проявляет агрессию – защищаться необходимо, при условии, что соперник не слабее Вашего ребенка. ведь поднимать руку на тех, кто слабее – очень стыдно.

• Учите ребенка самоиронии – в этом случае он не обидится и заплачет, услышав что-то неприятное от собеседника, а сможет ответить ему что-то смешное, но не унижающее его, сохранив свое достоинство перед обидчиком.

• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, объясните ему, что в том, чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного. Малыш может даже сам предложить дружбу или совместную игру тому, кто ему понравился. Если, конечно, ребенок при этом не становится назойливым.

Ребенок должен усвоить «правила дружбы»: не дразниться, играть честно, не разбалтывать доверенные секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он не хуже остальных, но и не лучше, поэтому уважение к чувствам окружающих должно быть.

Консультация «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» для родителей детей 2–3 лет Творческая гостиная «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» (для родителей детей 2-3 года) Цель: сформулировать совместно.

Как помочь адаптироваться ребенку-аутисту в детском саду Как помочь адаптироваться ребенку – аутисту в детском саду. Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным.

Консультация «Как помочь ребенку с синдромом раннего детского аутизма адаптироваться в детском саду?» Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку разобраться в своих чувствах» Консультация для родителей «Как помочь ребенку разобраться в своих чувствах?» Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным» Цель: -познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами; -показать основные упражнения и игры на развитие внимания.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к ДОУ» «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к ДОУ» Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться в 1 классе» Уважаемые родители! Ваш малыш идёт в 1 класс! Прежде всего надо знать и учитывать, что адаптация – естественное состояние человека, и оно.

Консультация «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Консультация «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Адаптация – от латинского «приспособляю» – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку справиться со страхами?» Как помочь ребёнку справиться со страхами. Страх, поселившийся в ребёнке, может тормозить развитие его эмоционально-волевой сферы, способствовать.

Как проходит адаптация ребенка

Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие – зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.

Новый коллектив для ребенка – это всегда страх и потеря безопасности, а также если у ребенка наблюдается высокая степень привязанности к маме, то это, обязательно, и страх потери мамы.
Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий.

Вклад родителей и родственников в период адаптации

  1. Начинайте обсуждать с ребенком внедрение новшеств в его жизнь заблаговременно, при этом мотивируя и заинтересовывая его предстоящим событием. Хотя и не рисуйте перед ним слишком радужные картины, которые могут в последствии его расстроить, не оправдать надежды и подорвать доверие к вам. Объясняйте все возможные варианты трудностей, с которыми может столкнуться ребенок, подчеркивая свою поддержку в любую минуту. Это позволит малышу снизить уровень тревожности перед неизвестностью.
  2. Обязательно посетите заведение с ребенком, прежде чем он пойдет в него самостоятельно. Особенно обратите его внимание на то, что по окончании рабочего дня, все родители возвращаются за своими детьми и забирают их домой. Ребенку очень важно понимать, что его не оставят и не забудут.
  3. Будет лучше, если созданные традиции расставаний в семье, на первых порах будут иметь свое место и в новых условиях. К примеру, если ребенок идет в сад, можно попросить воспитателя перед сном погладить ребенка по спинке или подержать за ручку перед сном, как это делается в семье. Таким образом, у ребенка снизится уровень тревожности, и позволит ему ощущать себя в привычном состоянии безопасности.
  4. Часто дети не хотят расставаться со своими любимыми игрушками, даже переступив порог школы. Не отказывайте ребенку в этом, но обговорите с ним возможность других детей позаимствовать игрушку, поэтому ребенок должен быть готовым поделиться ею. Вечером обязательно поинтересуйтесь, как прошел его день, не обижал ли кто его игрушечного друга и т.д. Подобная беседа поможет вам четче определить для себя чувства и переживания ребенка за день.
  5. Заранее стоит подготавливать ребенка и к предполагаемому режиму дня в новом заведении. То есть подстроить расписание дома к требованиям режима в детском саду или школе. Все это позволит быстрее пройти этап адаптации.
  6. На первых порах, когда ребенок только начинает свое ознакомление с новой средой, не стоит его отдавать на дополнительные кружки и секции, перегружать его нервную систему шумными компаниями и чрезмерными эмоциональными напряжениями. Отложите все мероприятия на позже.

Если же вы заметили в ребенке кардинальные изменения, которые тревожат вас, выясните сначала причину, т.е. что именно повлекло за собой подобное состояние малыша. Ведь это может быть связано как с детским коллективом, так и взрослыми, которые могли чем-то обидеть ребенка. И лучшим способом разузнать причины – поговорить с ребенком, поделившись с ним собственными проблемами и переживаниями в аналогичных условиях. Подобный подход может расположить ребенка к вам, и помочь ему выразить свою готовность поделиться проблемами. Но если же ребенок все больше замыкается в себе и не желает разговаривать, а ваши попытки выяснить причины, как у него самого, так и в школе, были недостаточно удовлетворяющими, обратитесь к детскому психологу. И не откладывайте это, так как своевременная помощь специалиста очень много значит для психологического и физического здоровья ребенка, которое обязательно скажется на становлении его личности.

  • Озвучить ВИЧ+ статус ребенку должен специалист (при врожденном ВИЧ положительном диагнозе)

Пока ребенок еще мал, он не понимает, что происходит, какие лекарства он принимает. По мере взросления дети начинают сравнивать себя с другими и задавать вопросы. Почему ему можно, а мне нет. Почему я делаю это, а он/она нет. Так что рано или поздно малыш узнает о своем диагнозе. И вам придется.

Психологическое насилие к ребенку – нет ли его в вашей семье?

Психологическое насилие к ребенку по многим научным определениям характеризует неоднократные либо систематические повторяющиеся действия со стороны родителей или других взрослых по отношению к детям, в результате которых ребенок начинает ощущать себя никчёмным, нелюбимым, порочным, нежеланным и создающим угрозу для.

Отчего дети говорят неправду?

Детская ложь – не исключение, а скорее, закономерность. И хотя подобное явление, чаще всего, с возрастом проходит, все же, родителям следует знать причины детской лжи, дабы предотвратить эту привычку в будущей взрослой жизни. Причина №1 – недоверие к взрослым

Подростковый сленг: его причины и методы борьбы

Не только взрослые люди, но и подростки очень часто заменяют правильные литературные слова жаргоном. Трудно встретить молодого человека, который бы выражался культурно, вежливо и красиво. Да, такие ребятишки есть, но многие дети искажают родной язык. Почему так происходит? Кто в этом виноват.

Детская депрессия: масштабы проблемы и лечение

Депрессия является самым распространенным психическим отклонением. Возникнуть она может у любого человека: у взрослого, пожилого или ребенка. В последней из перечисленных групп поставить диагноз не всегда просто – причинами такой ситуации является сложность распознавания симптомов, так как у детей депрессия.

Дарить счастье детям – это как?

Все родители желают видеть своего ребенка счастливым, причем, счастливее, чем были они сами в детстве, юности…. Но счастливым родители хотят видеть своего ребенка не только сейчас, а и потом, в его взрослой жизни. Что же могут сделать родители для счастья своих детей?

Дополнительная информация

УКРАИНА 65014,
г. Одесса,
ул. Канатная, 28
тел: +380960269305
e-mail: solnechnii.krug2007@gmail.com

Группы взаимопомощи для ЛЖВ

Каждую субботу
с 16:00 до 18:00

в ОО “Солнечный круг”
ул. Канатная, 28

проходят группы взаимопомощи для ЛЖВ.

Ты не одинок! Приходи и ощути поддержку!
тел. для справок:
+380960269305


Связаться с нами

Вакансии

  • Вакансия социального работника
  • Вакансия менеджера по административной деятельности проекта

Объявления

Прохання до всіх небайдужих долучитись до благодійної допомоги засудженим жінкам у ЧВК-74

Ребенок в коллективе

Наталья Алешина журналист, психолог, эксперт по вопросам воспитания детей

  • Как помочь малышу гармонично вписаться в коллектив детского сада
  • Наиболее типичные возрастные проблемы общения и способы их решения
  • Ясельная группа: от 1,5 до 3 лет
  • Младшая группа: от 3 до 4 лет
  • Средняя группа: от 4 до 5 лет
  • Старшая группа: от 5 до 7 лет

Как помочь малышу гармонично вписаться в коллектив детского сада

Представьте, что вы вдруг попали в совершенно неизвестное вам племя, где люди, хоть и говорят на понятном вам языке, но живут совершенно по другим законам и соблюдают традиции, которые кажутся вам, мягко говоря, ужасными. Что вы испытаете, поняв, что теперь вынуждены большую часть времени проводить в этом племени и жить по его законам? Шок? Растерянность? Ужас? Панику? То же самое испытывает ребенок, попадая в детский сад. Ведь детский коллектив – это самостоятельное государство, в котором существуют свои неписаные законы и правила. И чтобы существовать в этом государстве, ребенку необходимо понимать и соблюдать эти законы.

В некоторых коммерческих садах есть штатные психологи, которые помогают детям гармонично вписаться в коллектив, наблюдают за малышами и подсказывают родителям какой тактики поведения и воспитания им следует придерживаться в тот или иной момент. К сожалению, такие детские сады пока еще редкость, да и многим молодым родителям они не по карману. А в обычных садах не то что психолога, там воспитателей не хватает, и основная задача персонала – проследить, чтобы все дети были накормлены, одеты, обуты и не покалечили друг друга. Рядовым воспитателям и нянечкам физически некогда вдаваться в психологические тонкости взаимоотношения ребенка с коллективом. И в результате, отдавая ребенка в обычный садик, родители и кроха сталкиваются с целым рядом психологических трудностей.

Наиболее типичные возрастные проблемы общения и способы их решения

В каждом возрасте существуют свои трудности общения. У одних детей сильнее выделены одни проблемы, а у других – другие. Все зависит от характера и темперамента ребенка. И если первый год в ясельной группе вы миновали без особых сложностей, это совершенно не означает, что теперь ребенок будет с удовольствием ходить в садик и у него не возникнет никаких проблем. Перечисленные ниже трудности не проходят по мере взросления. Если в 5-6 лет ребенок впервые приходит в детский сад, он сталкивается с целым рядом трудностей, которые его сверстники переживали в предыдущих группах. Чтобы миновать возрастные трудности общения, их надо пережить. Условно возрастные проблемы дошкольника можно подразделить на четыре группы, что соответствует возрастным группам детского сада.

Ясельная группа: от 1,5 до 3 лет

Возрастные трудности общения. Основная проблема ясельного возраста – эмоциональный и физический разрыв с мамой. До 3-х лет ребенку бывает сложно понять, почему мама, которая всегда была рядом, вдруг отдает его чужой тете, а сама, быстро поцеловав и помахав ручкой, исчезает на целый день. Ребенок воспринимает других детей как абсолютно неравноценную замену маме. И если малыш сильно переживает разлуку, то детишки, которые уже успели адаптироваться, его только раздражают. Малыш не понимает, почему все бегают, смеются или спокойно играют, когда уходит мама. Именно с этим непониманием связанна агрессивность, когда, заливаясь слезами, малыш пытается ударить сверстников.

Но даже после того, как ребенок привыкнет к утренним расставаниям, окружающие дети интересуют его гораздо меньше, чем новые игрушки. До 3-х лет ребенок воспринимает других детей как неодушевленные предметы. Все его общение со сверстниками основано на принципе “действие-результат”. Именно поэтому, дергая других детей за волосы, они не понимают, что поступают плохо. Ребенку интересно увидеть результат своего действия (в данном случае – визг, плач). В этом возрасте детского коллектива как такового еще не существует. Каждый ребенок живет собственной жизнью и прислушивается только к мнению взрослых. Часто можно наблюдать, как малыши в ясельной группе играют каждый со своей игрушкой. Они еще не умеют играть со сверстниками. И задача родителей и воспитателей – помочь ребенку сформировать правильную систему взаимоотношений с другими детьми.

После 2-2,5 лет ребенок понимает, что вокруг такие же дети, а не большие кричащие куклы. Он начинает сравнивать себя со сверстниками и делать собственные выводы. Ребенку важно выделиться, получить одобрение сверстников и похвалу воспитателя, если что он что-то умеет делать лучше других. Если у крохи не получается соответствовать сверстникам, он может либо замкнуться в себе, либо проявлять излишнюю агрессивность. Замкнутость и агрессивность в этом возрасте – следствие того, что ребенок, чувствует, что он в чем-либо несоответствует сверстникам.

Как их преодолеть. Основная задача родителей – подготовить ребенка к детскому саду, чтобы он не чувствовал себя отстающим. Чем раньше вы начнете готовить ребенка к яслям, тем лучше. Неплохо, если ребенок освоит такие навыки, как использование столовых приборов, “высадку” на горшок и одевание. Чем лучше ваш малыш будет проделывать все эти манипуляции, тем увереннее он будет себя чувствовать. Ребенку важно чувствовать, что он не хуже сверстников, а во многом даже лучше. Кроме того, детишек, которые умеют самостоятельно кушать и одеваться, воспитатели часто ставят в пример другим детям, что также положительно влияет на формирование самоуверенности.

Конечно, избежать кризиса разлуки с мамой практически невозможно, но в ваших силах сделать так, чтобы эта разлука прошла менее болезненно для крохи. Для этого почаще оставляйте малыша на попечение бабушек или няни. Конечно, когда вокруг близкие люди ребенок переживает разлуку с родителями более спокойно. Основная цель таких тренировочных расставаний – сформировать у ребенка уверенность, что мама, даже если уходит, обязательно возвращается. За несколько месяцев до детского сада рассказывайте малышу о предстоящих переменах. Самое главное – говорить правду, какой бы горькой она вам ни казалась. Не обманывайте ребенка отговорками, что “ты чуть-чуть поиграешь, и я приду”. Лучше честно сказать “я приду, когда ты пообедаешь” или “я приду за тобой, когда ты поспишь”. Если ребенок будет точно знать, когда за ним придут, он быстрее расслабится и успокоится, а не будет каждую минуту ждать маминого прихода. Объясните ребенку, что другие детишки тоже скучают без своих мам. Поняв, что вокруг такие же “товарищи по несчастью”, а не враги которые радуются его горю, ребенку будет проще наладить контакт со сверстниками.

Не наказывайте ребенка, если он отличается излишней драчливость. Малыш не понимает, за что вы его ругаете: почему куклу можно таскать за волосы, а Аню нет. Для него Аня – тоже своего рода кукла, только большая, и ему интересно, как она будет реагировать на его действия. Пройдет время и ребенок научится понимать разницу между одушевленными и неодушевленными предметами. Задача родителей – объяснить ребенку, что другие люди, независимо от возраста, тоже могут испытывать боль, страх, обиду, и т.д. Для этого, играя с ребенком, не терпите, если он делает вам больно, объясняйте ребенку свои чувства и чувства окружающих.

Младшая группа: от 3 до 4 лет

Возрастные трудности общения. В 3-4 года ребенок приобретает первый опыт общения со сверстниками. Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего карапуза существует только собственное “я”, а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его “я” (поиграть, подраться, побегать, и т.д.). При этом ребенок искренне непонимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих.

В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия. Часто можно услышать заявления такого рода “вчера я дружил с Петей, сегодня дружу с Валей, а завтра буду дружить с Сережей”. Причем вчерашние “друзья” могут обижаться друг на друга из-за того, что сегодня симпатии одного из двух “друзей” переменились. Экс-друг может сильно переживать перемену симпатий товарища по играм. И в отместку устраивать всякие пакости вчерашнему другу.

Как их преодолеть. Ваша задача – объяснить ребенку элементарные нормы и правила, которым необходимо следовать при взаимодействии с окружающими. Не поощряйте проявление детского эгоизма. Ребенок должен понимать, что он не единственный на свете, и что у окружающих людей могут быть собственные желания и потребности, отличные от его. Почаще играйте с ребенком в ролевые игры – в игровой форме можно рассмотреть самые разные модели общения и объяснить их ребенку. Научившись в игровой форме согласовывать свои действие с кем-то еще, ребенок переносит эту модель поведения на отношения со сверстниками. Учите ребенка не только брать, но и давать.

Вас не должна пугать дружеобильность и любвеобильность 3-4-х летнего карапуза. Совершенно бесполезно объяснять ребенку, что настоящих друзей не меняют, и что друг может быть только один. Дело в том, что в этом возрасте для ребенка друг – это, прежде всего партнер по игре. Ребенок руководствуется принципом “с кем играю, с тем и дружу”, не вдаваясь в психологические тонкости дружбы, – это вполне естественно. Если ребенок сильно переживает, когда вчерашний друг не обращает на него внимание, объясните крохе, что даже самые закадычные друзья не обязаны играть только друг с другом.

Средняя группа: от 4 до 5 лет

Возрастные трудности общения. В 4-5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение “мы” вместо “я”. Ребенок осознает, что действуя сообща, можно добиться гораздо большего, чем в одиночку, и при этом избежать наказания. Ведь воспитатель вряд ли узнает, кто именно облил пол краской, а кто разбил окно. Принцип этого возраста “Куда все, туда и я”. Причем ребенку совершенно неважно хорошему или плохому примеру для подражания он следует. Из всего коллектива ребенок выделяет нескольких детей, которым старается подражать во всем.

В детском коллективе выделяются явные лидеры – заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер в коллективе гораздо больший авторитет, чем родитель или воспитатель. Для ребенка главное, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для 4-5 летнего малыша нет ничего хуже, чем бойкот коллектива. В этом возрасте детский коллектив не прощает тех, кто чем-то выделяется из общей массы. Поэтому дети стараются во всем подражать признанным лидерам. В этом возрасте дети часто объединяются в группы по принципу “дружим против Васи (Пети Маши)”.

Как их преодолеть. Можно сколько угодно повторять тираду о том, что надо думать своей головой. Но если ребенок не умеет адекватно оценить действия окружающих и боится высказать собственную точку зрения, он так и будет жить по принципу “куда все, туда и я”. Научите ребенка анализировать свои и чужие поступки. Только научившись оценивать поведение других людей, ребенок сможет определить хорошо или плохо они поступают, и стоит ли следовать этому примеру. Ребенок должен понимать, что по любому поводу следует иметь собственное мнение, а не слушать Васю или Дашу. Если вы будете открыто возражать против его подражания кому-либо из сверстников, ребенок вряд ли послушается, скорее наоборот – он лишь отдалится от вас, ведь вы не разделяете его восхищения драчуном Петей или врунишкой Настей. Задача родителей и воспитателя – сформировать у ребенка адекватную самооценку. Подчеркивайте индивидуальность ребенка. Только смелый и самоуверенный человек не побоится открыто высказывать мнение, отличное от мнения большинства.

И не выпытывайте у ребенка информацию о том, кто же именно является организатором и устроителем всех проделок – детский коллектив не прощает предателей. И если вы вынудите ребенка “заложить” сверстников, велика вероятность, что в следующий раз изгоем станет именно он.

Старшая группа: от 5 до 7 лет

Возрастные трудности общения. Ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если в 4-5 лет он беспрекословно шел за лидером, то сейчас он пытается взять лидерство в свои руки. В этом возрасте он уже имеет собственное представление о том, какое место в коллективе он хочет занимать (лидер, ведущий, ведомый, и т.д.) и действует в соответствии со своими представлениями. Причем коллектив не всегда готов безоговорочно принять его позицию. Часто бывает, что ребенок хочет быть лидером, ведущим, а коллектив отводит ему в лучшем случае роль ведомого, а в худшем – тени. Ребенку необходимо постоянно доказывать и подтверждать свое право занимать ту или иную нишу. Причем если переместиться из ведущего в ведомого не составляет труда, то обратное перевоплощение довольно проблематично. Если самооценка ребенка не совпадает с оценкой сверстников, ребенку приходится очень трудно. Он либо пытается доказать ровесникам свое право занимать выбранную нишу, либо уходит в тень.

В 6-7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребенок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте у ребенка появляются первые “настоящие” друзья. Весь коллектив разбивается на небольшие группы по интересам.

Как их преодолеть. Помогите ребенку определить собственное место в коллективе. К 5-6 годам у ребенка уже есть собственные представления, какими качествами надо обладать, чтобы завоевать симпатии коллектива. И ваша задача – не навязывать ребенку собственные представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а помочь ему выработать недостающие качества. Для этого регулярно обсуждайте ситуации, которые возникают в коллективе. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Если ребенок пришел именно к вам со своими проблемами, это говорит о том, что он вам доверяет и ценит ваше мнение.

Не навязывайте ребенку собственное мнение – с кем стоит дружить, а с кем – нет. Уважайте выбор ребенка, даже если его друзья вам, мягко говоря, не нравятся. Вместо того чтобы запрещать ребенку дружить с “плохими”, на ваш взгляд мальчиками и девочками, поинтересуйтесь, почему ребенок дружит именно с этими ребятами. Так вы, во-первых, узнаете какие качества, ваш ребенок больше других ценит в человеке, а во-вторых, сохраните доверительные отношения с ребенком. Если ребенок поймет, что вы уважаете его право выбора, он, принимая важные решения, не побоится спросить у вас совета.

К семи годам ребенок перестает бороться с коллективом и кому-то что-то доказывать. Если он прошел все предыдущие ступени развития, он наконец научился гармонично существовать в коллективе, усвоил его законы и правила. В 7 лет ребенок в состоянии адекватно оценить свое место в коллективе и морально готов к переходу в новый школьный коллектив, но это уже совсем другой разговор.

Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу

Когда ребенок впервые отправляется в ясли, детский сад, на занятия в кружки или творческие студии, для него это становится испытанием.

Бесплатные занятия с логопедом

Когда ребенок впервые отправляется в ясли, детский сад, на занятия в кружки или творческие студии, для него это становится испытанием. Ему приходится адаптироваться к новой ситуации, привыкать к незнакомой обстановке, коллективу и педагогу. Как помочь малышу?

Переход маленького ребенка из одних жизненных условий в другие всегда сложен. Это требует от него более быстрого и адекватного реагирования, но адаптационные возможности малыша ограничены, особенно в раннем возрасте. Чем младше ребенок, тем он более зависим от родителей, беззащитен и раним. Поэтому резкий, неподготовленный переход малыша в новую обстановку может зачастую приводить к эмоциональным отклонениям или замедлению темпа развития.

Что переживает малыш в адаптационный период

Чаще всего, попадая в новую незнакомую обстановку, дети испытывают эмоциональную напряженность, беспокойство, заторможенность. Они много плачут, стремятся к эмоциональному контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказываются от него, сторонятся, настороженно относятся к сверстникам. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Они отказываются от еды, она может вызывать у них тошноту.

Они трудно засыпают, часто просыпаются, вскрикивают во сне. Некоторые утрачивают навыки опрятности. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: дети не отпускают от себя родителей, долго плачут после их ухода, а после возвращения вновь разражаются слезами, могут проявлять агрессивность. В этот период у малышей снижается познавательная активность, падает уровень речевой активности.

При отсутствии психологической готовности ребенка к переходу в новые социальные условия нарушения в его развитии могут оказаться необратимыми. Однако если переход происходит не стихийно и малыша постепенно готовят к нему, а кроме того, родители и педагоги соблюдают ряд общих рекомендаций, то можно избежать негативных последствий адаптационного периода и облегчить состояние.

Что может вызвать острые негативные переживания

Незнакомая обстановка лишает его ощущения защищенности и безопасности, изменяя его эмоциональное состояние.
Помимо этого, острые стрессовые переживания у детей раннего возраста могут вызываться следующими факторами:
• вынужденный контакт с новым незнакомым взрослым;
• подчинения требованиям взрослого или условиям выполнения каких-либо действий;
• нахождение в незнакомом и непривычном помещении;
• чрезмерно активные действия взрослого в близости от ребенка;
• порицание со стороны взрослого, которое приводит к отрицательной эмоциональной реакции, к нарушению или прекращению активности;
• ограничение времени, отводимого невыполнение действий, приводящее порой к смятению, общей дезорганизованности.

Как помочь малышу пережить стрессовые состояния

Преодоление стресса, вызванного попаданием в непривычную ситуацию, достигается благодаря
постепенному формированию у ребенка адаптивного поведения. Помощь малышам может исходить как от родителей, так и от педагогов.

Когда ребенок начинает ходить в детские ясли, родители могут обеспечить предварительное знакомство с территорией яслей и какое-то время приводить его только на прогулку. В случае если малыш не может пока оставаться один, не ругать, не покидать его незаметно, а присутствовать рядом и играть вместе с ним. Постепенно он будет подходить к другим детям, заинтересованно смотреть, что они делают, включаться в их игры и затеи. Затем можно приступить к освоению игровой комнаты и пойти вместе со всеми поиграть с новыми игрушками.

Только после того, как родители и воспитатели поймут, что он освоился и чувствует себя среди малознакомых комфортно, можно предложить ему вместе со всеми пообедать и т.д.

У каждого малыша свой темп привыкания к незнакомому и неизвестному, свои индивидуальные адаптационные возможности, поэтому разным будет и затраченное время на пребывание родителя в яслях вместе с ребенком. Главное — верить в него, эмоционально поддерживать его и помогать ему осваиваться в незнакомой среде.

Как помочь ребенку адаптироваться к групповым занятиям

Родителям очень важно понять, для чего они хотят водить ребенка на занятия, насколько они для него своевременны и интересны. Может быть, он еще «не дорос» и лучше пока позаниматься с ним дома?

Если вы решились рано социализировать и интенсивно развивать малыша, то, по крайней мере, постарайтесь не сравнивать его с другими, не требовать четкого выполнения всех инструкций педагогов и не ждать особых достижений. Родителям важно понимать, что прежде всего от творческих, развивающих занятий он должен получать удовольствие, хотеть открывать и познавать мир.

Желательно для робких неуверенных детей подобрать мягких и терпеливых педагогов, а для активных и шаловливых — четких и способных увлекать и организовывать детей. Педагогам же нужно максимально учитывать индивидуальные особенности детей и их адаптационные возможности. В помощь им приведем несколько правил, которые облегчат процесс включения малышей в групповые занятия.

Правила включения в групповое занятие

Занятия с малышами лучше всего проводить совместно с родителями. Так дети чувствуют себя более комфортно и защищено, а родители учатся тому, как общаться и заниматься с ребенком.
Большое значение имеет доброжелательная атмосфера занятий, постоянное присутствие положительных эмоций. Необходимо, чтобы над ее созданием работали не только педагоги группы, но и родители.

Очень важно, чтобы по отношению к детям не применялось физическое и эмоциональное насилие. Одна из задач педагога — обучить родителей позитивным формам поведения: задавать образцы поддерживающего поведения собственным примером, указать, чего делать нельзя во время занятий в группе (например, шлепать малыша, одергивать, кричать на него и т.д.).

Родителям необходимо обеспечить малышу чувство защищенности, постоянно поддерживать его эмоционально, словно сообщая: «Не бойся, я с тобой». В первую очередь от них требуется постоянное присутствие рядом, это создает основу для формирования чувства защищенности. Важно говорить соответствующим тоном, с мягкой, теплой интонацией, использовать тактильный контакт — можно приобнять малыша, посадить на колени или взять на руки.

Важен принцип постепенности, в том числе и в режиме посещений. Педагогу можно рекомендовать сначала проводить с ребенком индивидуальные занятия и только потом переходить к включению в групповые занятия. Включать его в группу лучше, начиная с непродолжительного времени, достаточно 5-10 минут.

Важно постоянно отслеживать эмоциональные и поведенческие реакции малыша и, в случае ухудшения состояния, закончить занятие раньше времени. Не требуйте от него полного участия в игре, дайте ему возможность сначала побыть сторонним наблюдателем. Также малыш может включаться в игру детей частично, выполнять некоторые доступные для него функции, например, не ловить мяч, а только катить его.

Необходимо, чтобы взрослые учитывали индивидуальные и возрастные особенности: его потребности, эмоциональное состояние и физические возможности.

Адаптация детей с особенностями в развитии

У некоторых детей имеются различные отклонения в развитии. В раннем возрасте эти отклонения часто не достигают той степени выраженности, при которой ставится медицинский диагноз.

Тем не менее эти особенности затрудняют вхождение в детский коллектив. Родителям и педагогам важно чувствовать и понимать ребенка, чтобы наиболее эффективно помочь ему освоиться в детском коллективе и с интересом заниматься.
Поговорим о том, как можно поспособствовать ребенку адаптироваться при разных вариантах эмоциональных и поведенческих проблем.

Адаптация детей с эмоциональными нарушениями

Эмоционально чувствительные, сверхранимые дети не могут самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Они не инициируют игру с другими детьми, не вступают в контакт с взрослым, боятся всего нового и остро реагируют на изменение привычного течения событий. Одна из важных проблем таких детей — непереносимость эмоционального напряжения, вне зависимости от того, положительные это эмоции или отрицательные.

Начинать работу необходимо с индивидуальных занятий. Не надо стремиться сразу же устанавливать контакт с ребенком, дайте возможность малышу постепенно привыкать к помещению, педагогу. Не следует настойчиво предлагать присоединиться к игре остальных, важно предоставить ему возможность побыть одному, поиграть самостоятельно.

Очень значима дозированность эмоции во время занятии, не следует также излишне нагружать его частой сменой различных событий. Если у малыша появляются признаки утомления до окончания занятия, можно попробовать снизить нагрузку, включить спокойную музыку, или же закончить занятие.

У таких детей могут встречаться стереотипные (однообразные) движения — они потряхивают руками, подпрыгивают, особенно это проявляется в моменты эмоциональных нагрузок. Для создания контакта с детьми, которые склонны к стереотипным действиям, необходимо воспроизведение взрослым действий ребенка. Сначала это должно быть полное повторение действий малыша, затем можно попытаться включиться в его игру и только потом пробовать постепенно расширять репертуар.
В работе с такими детьми можно применять элементы холдинг-терапии (удерживающей).

В первую очередь это рекомендация для родителей, им следует крепко обнять ребенка и удерживать его в течение недолгого времени, говоря ласковые слова. Это делается для снятия эмоционального напряжения и поддержания контакта.
В условиях группового занятия по возможности минимизируйте общение с другими детьми.

Важно, чтобы такой ребенок первый входил в помещение группового занятия.
Дайте ему 5-10 минут до прихода остальных детей, чтобы он мог освоиться. Лучше начинать включать его в небольшую группу из 3-5 человек.

В течение длительного периода важно соблюдать ограничение времени совместного пребывания.
Постепенно увеличивайте время. Как только возникают предвестники истощения и эмоционального срыва — заканчивайте занятие. Очень важно, чтобы занятие заканчивалось в тот момент, когда ребенок пребывает в хорошем настроении.

Адаптация тревожных детей с низким психическим тонусом

Такие дети очень впечатлительны, излишне глубоко переживают даже незначительные события. Им свойственны страхи, упрямство, негативизм, различные поведенческие нарушения. Они выглядят вялыми, всегда усталыми, капризными.

Для тревожных детей особо значимо чувство защищенности, физический и эмоциональный комфорт. Поэтому по возможности необходимо создать максимально благоприятные условия, чтобы дети чувствовали себя свободно. Родители могут взять его на руки, постепенно осваивать вместе новое помещение, показать малышу уже знакомые любимые игрушки, можно прийти со своей любимой игрушкой. Для таких детей важно, чтобы группа была небольшой, и чтобы в ней не было чересчур активных и шумных детей.

В работе с детьми пассивными с низким психическим тонусом очень важна активизация.
Особенно значима материнская тонизация: поглаживания под песенку, игры у мамы на коленках под какую-либо потешку и т.п. Также можно использовать различные ритмичные упражнения на большом мяче, качелях под стишок.

Тревожных неуверенных детей следует увлечь чем-то интересным, привлекать к занимательным игровым занятиям, постоянно эмоционально поддерживать и заражать своей радостной эмоцией. Сначала надо эмоционально подстраиваться под каждого ребенка, со временем расширяя его эмоциональную палитру, но в то же время нельзя и переутомлять.

С индивидуальными страхами следует работать постепенно, не стоит пытаться развеять все страхи малыша одновременно. Например, если ребенок боится громкой музыки или воды, не следует в первое же занятие играть на барабанах и купать куклу. Основной принцип работы со страхом состоит в том, что малышу не надо говорить, что это «не страшно!». Необходимо дать ему возможность на собственном опыте прочувствовать, что это и правда не страшно.

Например, если ребенок боится звука колокольчика, то взрослый сначала сам может позвонить в колокольчик, негромко и на некотором расстоянии от малыша. Потом предложить это сделать игрушечному мишке, попросить ребенка подержать лапу мишки, а потом уже протянуть колокольчик самому ребенку. Важно то, что малыш теперь сам контролирует ситуацию. Он сам может решить, когда пора взять колокольчик.

Его никто не принуждает к этому. Ребенок сам извлекает звук, когда захочет, контролирует его громкость и продолжительность звучания. Следует понимать, что весь процесс может занять не одно и не два занятия, а довольно длительное время. Не стоит форсировать события, надо дать ребенку возможность освоиться.

Особо эмоциональные дети нередко любят использовать «истерики» в качестве безотказного способа привлечения внимания к себе и своим запросам. В данном случае нужно уделять ребенку максимальное внимание, когда он ведет себя хорошо и ничего не требует. В случае же «истерик» внимание должно быть минимально. Ребенок, поняв, что такое его поведение не вызывает никакой реакции, будет искать более позитивные способы обратить на себя внимание.

С тревожными детьми важно отслеживать все эмоциональные нюансы их состояния, своевременно реагировать на изменения в поведении.
Когда это необходимо, использовать средства для релаксации, например, спокойную музыку, игры с природными материалами.

Адаптация легковозбудимых детей

Такие дети очень подвижны, их внимание рассеяно, им тяжело сосредоточиться на какой-то одной игрушке. Им нужно все и сразу. Они начинают что-то делать и, не окончив, бросают.

На время индивидуальной работы с такими детьми необходимо дополнительно организовать пространство: в первую очередь следить за безопасностью ребенка. Во время занятия важно использовать максимум физической активности — бег, прыжки, игру в мяч и т.п. Также хорошо использовать игры на регуляцию активности, при этом обязательно показать образец и дать понятное сравнение: «давай потопаем громко, как слоны, а теперь тихо, как мышки».

Для занятий, требующих сосредоточенности, важно сформировать среду с необходимым минимумом предметов. С такими детьми можно использовать физическое ограничение: например, сесть за спиной ребенка и, приобнимая его, отгородить пространство для работы.

Часто дети с низкой психической регуляцией бывают агрессивными в силу своей импульсивности. Поэтому очень важно предоставить им возможность сбросить энергию, прожить эти негативные эмоции, например, можно вместе порвать бумагу и устроить из нее салют или поколотить подушку надувным мечом.

При чрезмерном возбуждении нужно использовать релаксацию: спокойная музыка, мамины объятия под тихую песенку, монотонная деятельность, например, игры с водой, сыпучими материалами обеспечат расслабление.

Для легковозбудимых детей крайне значима четкая регламентированность занятия, важны неизменные ритуалы. Также лучше уменьшить время занятия по сравнению с остальными детьми, поскольку такие дети быстро пресыщаемы и устают.
Не менее важно следить за количеством легковозбудимых детей в группе. Их слишком много не должно быть — не более 2 на группу.

Необходимо учитывать, что есть дети, которым в данный момент противопоказаны групповые занятия: например, дети в особо возбужденном состоянии, они должны сначала получить медицинскую помощь.

Как можно понять, готов ли ребенок к занятиям в группе

О психологической готовности можно говорить, если взрослые отмечают следующее:
• ребенок с желанием идет на занятие, он вспоминает о нем, ждет следующего;
• на занятиях у него появились любимые игры, он самостоятельно и активно включается в новые игры;
• ребенок не боится педагога, подпускает его близко к себе, допускает физический контакт;
• также важно учитывать уровень детско-родительского взаимодействия, насколько целесообразен переход от индивидуальных занятий к групповым.

Успешная адаптация ребенка как к групповым занятиям, так и к посещению яслей в огромной мере определяется разумным поведением родителей и профессиональным мастерством педагогов. Мы рассмотрели некоторые принципы организации работы, направленной на облегчение адаптации всех детей, наряду с этим отдельные категории детей характеризуются специфическими особенностями адаптации.

По отношению к каждой из этих групп требуются свои подходы и приемы для облегчения процесса их адаптации. Наконец, у каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности, учет которых необходим для успешной адаптации. Принятие во внимание всех этих условий позволяет снизить адаптационные трудности детей, сделать их более социализированными и счастливыми.

Су Джок массажеры в логопедической работе

Автор: Сергеева Лариса Владимировна

Организация: Администрация г. Томска ДО МАДОУ Детский Сад №45

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия (“Су” – кисть, “Джок” – стопа). В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. В чем же заключается это подобие? Тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела. Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть. Максимально отставленный большой палец — это голова, мизинец и указательный пальцы — руки, а средний и безымянный — ноги. Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, — грудная клетка, остальная ее часть — брюшная полость. Тыльная сторона кисти — спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, — позвоночник.

Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.

И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.

Следовательно, актуальность использования массажера Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель работы – коррекция речевых нарушений с помощью массажера су – джок у дошкольников.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения Су – джок терапии.
  2. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
  3. Повысить уровень компетентности воспитателей в вопросах коррекции речевых нарушений у дошкольников.

В своей практике я применяю су-джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Приемы работы Су – Джок массажером:

  1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.
  2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.

Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Формы работы с использованием массажера Су-джок разнообразны и применяются в логопедической практике при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков, звукового и слогового анализа слов, совершенствовании лексико – грамматических категорий, развития памяти и внимания.

  1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. 1

  1. Автоматизация поставленных звуков.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи. При работе с определённым звуком во время массажа, проговаривается соответствующее этому звуку стихотворение. И помимо воздействия на зоны соответствия и массажного эффекта, влияющего на развитие мелкой моторики, которые в совокупности стимулируют речевое развитие, происходит автоматизация поставленного звука в речи. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука

  1. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

При использовании Су – Джок шаров для развития памяти и внимания дети выполняют такие инструкции: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  1. При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
  2. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
  3. Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Следовательно, применение су-джок массажёров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Постановка звука Ш
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: