Адаптация детей к условиям логопедической группы

Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)

Елена Чурсина
Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы)

В логопедическую группу поступают дети в основном из массовых групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новому коллективу, к новым формам занятий в логопедической группе.

Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. В логопедической группе особенные требования, поэтому детям приходиться адаптироваться еще и к новым видам занятий.

Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к логопедической группе. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.

С первых же дней сентября мы включаем в планы работу по адаптации. Работапроходит по нескольким направлениям:

Работа с детьми,

Работа с родителями,

Совместная работа с логопедом и другими специалистами детского сада.

В работе с детьми большую роль мы отводим созданию психологически комфортной благоприятной атмосферы в группе. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по группе, рассказать интересную историю, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог.

Для выявления психологического дискомфорта у ребенка в нашей группе имеется стенд «Радуга настроения», где на сказочном ярком фоне располагается много ромашек с фотографиями наших детей.Рядом расположены две коробочки с магнитами в виде смайликов : улыбающихся и грустных. Каждое утро ребенок помещает рядом со своей фотографией смайлик, соответствующий его настроению и педагог уже может наглядно определить ребенка, с которым ему нужно поработать индивидуально, выяснить причины грусти и поддержать в данной ситуации. Как правило, в течении дня дети меняют смайлики с грустных на веселые. Очень хороший эффект создания положительного эмоционального настроя, снятия напряжения дают психогимнастики, которые мы проводим в начале образовательной деятельности.

Значительную роль в период адаптациииграет индивидуальное общение: мы стремимся у каждого ребенка спросить -как он провел выходные или вечер накануне, отметить его одежду, даже если она проста, похвалить ребенка за любую, но «добрую»мелочь в его поведении :Сказал «Здравствуйте»незнакомому, уступил место, поделился игрушкой –это повышает значимость добрых поступков и самооценку воспитанника.

Наша группазонирована по центрам деятельности в соответствии с ФГОС : имеется центр изодеятельности, речевого развития, двигательной активности, центр сюжетно – ролевых и развивающих игр, центр конструирования, экспериментирования, трудовой деятельности, патриотического воспитания, книги, музыкально – эстетический, математический уголок. Все центры оборудованы дидактическими играми, материалом для самостоятельной деятельности, который соответствует старшему дошкольному возрасту. Материал в центрах самый разнообразный – от советских игр (в которые дети играю т даже с большим интересом) до современных, который периодически обновляется, а также игр и пособия, сделанные своими руками. При организации самостоятельных игр мы стараемся предложить детям самые разнообразные виды игр и деятельности, занимаем их в разных центрах для исключения конфликтов. В группе предпочтение отдаем играм спокойным, малоподвижным, так как очень часто дети с нарушением речи имеют сопутствующие нарушения в виде гиперактивности, резких перепадов настроения, эмоциональной возбудимости. Обязательно привлекаем детей к работе за столами : раскрашивание, работа с трафаретами, шнуровке, вырезанию, оформлению подарков, сувениров для близких людей.

Кроме того, пребывание в логопедической группе -это обязательная коррекционная работа: различные виды гимнастик (пальчиковые, дыхательные, артикуляционные, работа над звуковой культурой речи, домашние задания – все это открывает новый мир дошкольнику, интересный и познавательный; мир, который делает его еще ближе к школе, а значит и к тому моменту «Когда я стану большим».

В своей работе мы стараемся максимально занять детейразнообразными видами деятельности – вспомним хотя бы пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». А если есть еще и продукт его стараний! Всегда приятно даже взрослому увидеть результаты своего труда,не говоря уже о маленьком человеке: даже криво написанные буквы – уже шаг к победе.

Большое значение, по моему мнению, имеет то, что наша группа смешанная, то есть вместе находятся дети 1 и 2 –го года обучения. Наглядный пример «старших» товарищей играет определенную роль в адаптации как положительную, так и отрицательную.Более взрослые дети задают тон поведения: активно дежурят по столовой, занятиям, выполняют серьезные поручения воспитателя, помогают по группе – это дает стимул проявить себя воспитанникам 1-го года в хорошем смысле, подражая более старшим детям.

Особое место в данный период занимает знакомство с родителями: как правило, родители относятся очень настороженно к новым воспитателям, часто сравнивают с предыдущими, выдвигаю определенные требования, или, напротив, ждут какого – то чуда в преображении их детей. Большое значение в обоих случаях следует уделять индивидуальным беседам, в ходе которых стоит выяснить не только особенности ребенка, но и настрой родителей. Не надо бояться даже самых плохих родителей, иногда бывает простой разговор может стать шагом к налаживанию продуктивного сотрудничества. Чаще хвалите родителей при их детях за поделку, за костюм, за прикрученную вешалку, вручайте благодарственные письма – все это вызывает у детей чувство гордости за родителей, повышает авторитет родителей в глазах не только своего ребенка, но и других детей, способствует налаживанию диалога, доверительного отношения между воспитателем и родителем.

Читайте также:
Знакомимся со звуком (Ж) -конспект фронтального логопедического занятия

Новый этап в жизни дошкольника – это появление учителя – логопеда.

Для успешности коррекционной работы обязательно учитель- логопед включает сюрпризные моменты в свои занятия, а также мелкие поощрения на индивидуальных занятиях. Воспитатель выступает своеобразным проводником между учитель – логопедом и родителями, поэтому воспитатель просто обязан быть грамотным в области логопедических знаний, чтобы избежать двойных толкований и помочь ребенку как можно быстрее стать обладателем правильной красивой речи. Именно обладателем такой речи, потому что только в процессе систематического труда над собой ребенок получает речь без нарушений. И в этом огромная роль принадлежит нам, воспитатели логопедических групп.

Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

Адаптация детей к условиям ДОУ Собрание для родителей Адаптация детей к условиям ДОУ Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее.

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ …Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду. Опыт работы Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог. К. Д.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Консультация для воспитателей. Подобрала материал для легкой адаптации детей в детском саду Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы) Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Детский сад – новый период в жизни.

Консультация психолога для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» «Адаптация детей к условиям детского сада» Составила педагог – психолог МАДОУ «Детский сад №421 «Гармония» Закарян Л. О. Что же такое.

Отчет по самообразованию «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ» Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию по теме: “Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада”. Эта тема.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Адаптация детей к условиям логопедической группы

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

«Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО»

Литература

Ответственные

(сентябрь)

Изучение нарушений речи.

Логопед, специалист по физо, изо, музо.

Слушание стихов и рассказов о речи

(1-2 неделя сентября)

Вызвать желание и интерес детей к занятиям

Е.Чарушин “Как мальчик Женя научился говорить букву Р”

С Михалков “Сашина каша”

Логопед, воспитатель

Знакомство с логопедическим кабинетом и игры по желанию детей

(1-2 неделя сентября)

Вызвать положительные эмоции, снять застенчивость, вызвать желание общаться с детьми и логопедом.

Яркие нарядные игрушки, мячики, игрушки на дыхание, музыкальные игрушки.

Логопед

Совместные игры в группе

(1-2 неделя сентября)

С 3 недели сентября начинаются индивидуальные и групповые занятия.

Снять тревогу, страх, застенчивость.

“Мячик кидай, игрушку называй”

“Если нравится тебе, то делай так” и.т.д.

Логопед, психолог

Пальчиковые игры и самомассаж.

(3-4 неделя сентября, октябрь)

Подготовка к сложной коррекционной работе.

Логопед, воспитатель

Артикуляционные зарядки в интересной форме по широкой программе 2 раза в день

(3-4 неделя сентября, октябрь)

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

Логопед, воспитатель

Адаптация
Автор: Криулина Тамара Максимовна
11.11.2017 02:29

«Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО»

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 2 ЗАТО Видяево Криулина Тамара Максимовна

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

С учетом введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2. 11. 2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

На логопункт поступают дети из старших и подготовительных групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новым формам занятий на логопункте. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали знаменитые ученые психологи Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф. Доказано, что «речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Отмечают снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, неумение ориентироваться в ситуации общения» (Г. В. Чиркина, Л.Г. Соловьева). Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к коррекционному процессу на логопункте. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.

На основе изученной литературы были выделены следующие условия, необходимые для успешной адаптации:

  • наладить доверительные отношения с ребенком;
  • педагогу включаться в игру, заряжая детей своим интересом. Использовать выразительные движения;
  • обратить внимание на детей неуверенных в себе, с низкой самооценкой. Проявлять невербальную эмоциональную поддержку;
  • использовать методики по развитию крупной и мелкой моторики, снятия психоэмоционального напряжения, зажимов, т.к. многие проблемы коренятся и проявляются в неловкости, мышечной зажатости, скованности.

В поиске путей реализации этих условий с первых же дней сентября включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с родителями, совместная работа другими специалистами детского сада. Совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда, педагога — психолога осуществляется в разных видах деятельности: повседневном общении, специально организованных психолого-коррекционных занятиях, в различной игровой деятельности, в обучении родителей способам общения с ребенком.

Работу с родителями начинаем со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителей мы знакомим с особенностями логопедической работы, даем советы по лучшей адаптации ребенка, информируем об успехах ребенка, трудностях, как с ними справиться, как выполнять домашние задания. Для родителей мы проводим собрания, дни открытых дверей, консультации, оформляем информационные стенды, страничку сайта ДОУ: www/видяеводоу2. рф. ru «Советы учителя-логопеда».

Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопункта, снять тревогу у детей и тем самым быстрее перейти к этапу коррекции речи.

Большую роль мы отводим созданию благоприятной атмосферы на логопункте. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по логопедическому кабинету, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог. Наш логопункт называется «Кабинет волшебных звуков», где дети как учатся правильно произносить звуки. В «Кабинете волшебных звуков» создана привлекательная атмосфера для поддержания интереса к занятиям, много разнообразных красочных пособий. Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) уделяется большое внимание в рамках введения ФГОС ДО. В связи с этим в пространстве логопедического кабинета выделено несколько основных зон:

  • учебная зона;
  • звукокоррекционная зона;
  • зона развития мелкой моторики;
  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • методическая зона;
  • информационная зона;

В этом учебном году у нас появилась возможность расширить предметно-пространственную среду логопедического пункта при помощи современных информационных средств, это программно-дидактический комплекс «ЛОГОМЕР 2» — современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета. Следует отметить, что Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» прошел сертификацию и получил сертификат соответствия ФГОС ДО.

База интерактивных игр позволяет решить задачи образовательной области «Речевое развитие» наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует наше внимание на необходимости больше уделять времени — процессу игры. Все шестьдесят игр комплекса «Логомер» обеспечивают возможность большого выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности. Его содержание полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают современные логопеды.

Многие дети не осознают дефектов своей речи и не понимают, зачем нужны занятия в кабинете логопеда. Здесь очень важна роль логопеда, его умение войти в доверие к ребенку, заинтересовать его, сделать так, что бы ребенок понял важность и необходимость логопедических занятий.

Что бы вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), в этом нам помогает цикл подготовительных логопедических занятий логотренинг «Мой веселый язычок». Логотренинг «Мой веселый язычок» описан в учебно-методическом пособии Ивановой Ю.В., двенадцать занятий логотренинга проводятся на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми 5-6 лет, зачисленными на логопункт.

Планируя расписание, делаем так, чтобы дни и время занятий были постоянными. Занятия подгрупповые, проводятся в форме знакомства с язычком, его домом, друзьями, с семейкой свистящих и шипящих, братьями Л, Ль, Р, Рь. Эмоциональный подъём, доброжелательную, радостную атмосферу на занятиях логотренинга, гарантирует хоровое чтение стишков, пение песенок с движениями. Ритмически организованные звуки речи создают особые условия для восприятия и рождают чувство безопасности и комфорта. Чувство радости у детей усиливает совместное действие.

Во время занятий логотренинга для снятия напряжения и концентрации внимания детей проводятся динамические паузы и психогимнастические упражнения. Большой эмоциональный отклик у детей вызывают приёмы биоэнергопластики, это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти рук. Вот некоторые из упражнений:

  • «Лошадка» — цокать, руки поднять вверх, кулаки сжимать и разжимать
  • «Качели» — кончиком языка ритмично задевать то верхние, то нижние зубы, вытянутые руки держать перед собой, выполняя кистями движения вверх-вниз, можно добавить закрывание и открывание глаз.

А также с удовольствием дети выполняют массаж пальцев и мимических мышц лица, пальчиковую гимнастику. Еще Сухомлинский В.А. сказал, что «чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка».

Упражнения на развитие межполушарных связей «Ладонь, кулак, ребро», «слива, яблоко, банан», «Ухо – нос», повышают эффективность коррекционной работы и всегда вызывают у детей положительные эмоции.

Заботясь об эмоциональном комфорте воспитанников, мы не только добиваемся повышения эффективности своих занятий, но и оберегаем и укрепляем физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи, а также делаем ученье радостным. Следует подчеркнуть, что логотренинг заинтересовал детей и вызвал у них желание заниматься.

Таким образом, используя предметно-развивающую среду, работу с детьми, работу с родителями, совместную работу с другими специалистами детского сада, мы добиваемся успешной адаптации детей на логопункте.

Адаптация детей к условиям логопедической группы

и улучшение его условий –

одна из священных

Уважаемые родители!

Адаптация детей к логопедической группе является очень важной. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.

Переход детей в новую группу и в старшем возрасте вызывает у них стресс. Им непонятно почему они не могут ходить к своим друзьям, к любимым воспитателям. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем нужны трудные занятия по коррекции речи. В логопедической группе предъявляют особенные требования, приходится адаптироваться к новым формам занятий.

У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.

В группу приходят и дети, которые не посещали ранее детский сад и только начинают привыкать к большому детскому коллективу.

Наша с вами задача – сократить время адаптации ребенка, помочь ему максимально быстро включиться в работу по коррекции речи, привыкнуть к требованиям логопедической группы, режиму работы.

Предлагаем вам воспользоваться нашими советами. Это значительно облегчит привыкание ребенка к новым условиям.

За лето можно начинать подготавливать ребенка психологически – рассказать про то, что такое логопедическая группа, кто туда ходит, что там происходит.

В первые несколько дней рекомендуется оставлять ребенка до обеда. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания. В среднем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь сам. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Завязки и застёжки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть лёгкой, тёплой, точно соответствовать размеру ноги ребёнка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребёнку, как в помещении, так и на прогулке.

Собираясь в детский сад, можно разрешать ребенку брать с собой любимую игрушку.

Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать – держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и “передать” в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

Оставляя ребенка, главное — не исчезать внезапно. Ребенок должен видеть, что мама уходит и потом придет. Нужно подробно объяснить ребенку, что он будет сейчас делать: «Ты сейчас поиграешь, покушаешь, позанимаешься, поспишь, а я пока схожу в магазин, куплю тебе что-нибудь вкусное. Потом ты проснешься, а я уже за тобой пришла».

Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени – гулять, играть, разговаривать.

Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Для того чтобы ваш ребёнок легче адаптировался в группе нашего детского сада, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:

• Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.

• Приводите ребёнка в детский сад в одно и то же время.

• Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

• К воспитателям обращайтесь по имени-отчеству.

• Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребёнка на наличие опасных предметов.

• Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.

• Не рекомендуется надевать на ребёнка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несёт за них материальной ответственности.

• В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

• В выходные дни не меняйте резко режим дня ребенка.

• Не “пугайте” и не наказывайте детским садом.

• Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

• Вовремя укладывайте ребёнка спать вечером.

• Спокойное, внимательное отношение к ребёнку дома в период адаптации — залог успеха!

Чётко дайте ребёнку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он всё равно пойдёт в детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами. Надеемся, что после выполнения наших рекомендаций, детские слёзы по утрам быстро сменятся улыбками на лицах ваших детей.

С Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку.

Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендации педагогов.

Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу и сомнения у родителей, быстрее перейти к этапу коррекции речи.

Ждём ваших детей и желаем успехов!

Консультация “Адаптация детей к условиям логопедической группы”

  • технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников (34)
  • организация развивающей предметно-пространственной среды (рппс) (1)
  • разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса (6)
  • взаимодействие со специалистами (6)
  • взаимодействие с родителями (26)
  • технология проектной деятельности (20)
  • технология социально-коммуникативного развития. формирование основ безопасности жизнедеятельности (25)

Консультация “Адаптация детей к условиям логопедической группы”

Проблема адаптации детей к детскому саду в раннем возрасте известна, описана во многих работах, Но проблема адаптации детей к логопедической группе является не менее важной . Переход детей в старшем возрасте в новую группу вызывает у них стресс. Им непонятно почему они не могут ходить к своим друзьям, к любимым воспитателям. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем нужны трудные занятия по коррекции речи. В логопедической группе предъявляют особенные требования, приходится адаптироваться к новым формам занятий. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.
С каждым годом становится все больше детей, которые имеют общее недоразвитие речи, а также детей страдающих заиканием. Поэтому очень важным являются вопросы адаптации таких детей, преодоление нарушений их общения, повышение активности дошкольников, формирование адекватной эмоциональной оценки себя и других, снижение фиксации на речевом дефекте.
Структура всех занятий в старших группах одинакова: приветствие, разминка, основная часть, релаксация, прощание. Меняется только содержание и тема занятия, которая тесно переплетается с лексическими темами учителя-логопеда.Обязательно включаются в занятия упражнения на дыхание; логоритмические упражнения; игры на визуализацию, перевоплощение; упражнения, направленные на работу над голосом; физминутки; пальчиковые игры; упражнения на коррекцию эмоционально-волевого и личностного развития детей.
Детям легче общаться в игре, путешествуя в различные места и миры, так как развитие ребенка возможно только при наличии у него положительной мотивации к занятиям, основанной на его потребностях. Одна из них заключается в стремлении реализовать желания, фантазии, а это лучше всего удается сделать в игре, в которой стираются грани между иллюзией и действительностью . Поэтому в группе большое внимание уделяется игровой деятельности . Чем больше раскрывается ребенок, тем активнее он становится, повышается его самооценка, формируются коммуникативные навыки, снимаются речевые зажимы, формируется эмоционально яркая, нравственно богатая и владеющая своими чувствами личность.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Приводя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в группе? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Не облегчают работу воспитателей и логопеда родители, которых приходится долго убеждать в необходимости перехода в другую группу, объяснять им всю сложность речевого нарушения. Часто тревога родителей передаётся и детям. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

  • Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть.
  • Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия.
  • Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.

Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
  • неумение общаться, занять себя игрушкой;
  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми .

Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума. Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Какие могут возникнуть трудности при адаптации в детском саду?

  1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам.
  2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
  3. Несоответствие питания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать «садичное» овощное рагу и запеканку.
  4. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ.
  5. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
  6. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди.
  7. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
  8. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду . Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Обязательно показывать значимость его нового статуса.
  9. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
  1. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить

Как вести себя родителям?

  • Будьте готовы к тому, что время от времени Вам придется «жить проблемами» детского сада; воспитатель будет давать определенные поручения (сделать поделку к «Празднику осени» или сшить костюм к новогоднему утреннику). Не стоит возмущаться по этому поводу, ведь другим родителям предстоит выполнить то же самое; да и ребенок не будет себя чувствовать хуже остальных, не станет завидовать, и Ваши старания оценит по достоинству.
  • Также не стоит ссориться и выяснять отношения с воспитателем, когда рядом с Вами ребенок, даже если возникнет спорная ситуация и нужно будет отстоять свои права. Лучше выбрать подходящее время и место, чтобы спокойным тоном объяснить ваши тревоги или рассказать, что Вас огорчило.

  • По пути домой из детского сада или за ужином, спросите у ребенка как прошел его день, возможно, он сам захочет рассказать (о том, что его сегодня удивило, рассердило, рассмешило); Вам стоит выслушать его до конца. Если для Вас эти рассказы не так значимы и могут показаться пустяковыми, то для ребенка это целое событие, и он сильно огорчится, если Вы его не поймете или не посочувствуете; делясь он рассчитывает на совет и просто дружеское участие.

Комплексный подход к организации адаптационного периода в средней логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов, детей со сложной структурой дефекта

За последнее время всё большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.

Каждый год, в период 2005-2009 гг., в, логопедическую группу МДОУ д/с №12 “Ладушка” г.Тихорецка Краснодарского края поступало по 6–7 детей с ОНР I, II, уровней более половины из них имели общее недоразвитие речи на фоне выраженной неврологической симптоматики, а трое детей – дети инвалиды:

  • ДЦП. Тяжёлая форма дизартрии, низкая сформированность когнитивных функций, нарушение осанки, координации, расходящееся косоглазие.
  • Открытая ринолалия (дооперационный период), гипердинамический синдром.
  • Открытая ринолалия (послеоперационный период), низкая сформированность когнитивных функций, гипотрофия, анемия I, II, степени.

При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных (речи, моторики, зрения, слуха), а так же регуляторных систем приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций.

Программы рассчитаны на пребывание ребенка с общим недоразвитием речи 2, 3 уровня в логопедической группе с 4-летнего возраста. Контингент детей с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровней, отобранных в логопедическую группу с 2005-2009 год, неоднороден по психическому, неврологическому, социальному статусу. Из 100% – отобранных детей – 70% – имеют сопутствующие соматические, неврологические заболевания, психологические отклонения, сюда же входят дети-инвалиды.

Начиная работу с такими детьми, 1-го года обучения, мы столкнулись с необходимостью проведения определенной подготовительной, адаптационной работы к основному курсу коррекционно-логопедической программы.

Комплексный подход к организации адаптационного периода заключается в следующем:

1. Обследование. Заполнение речевых карт (приложение №1. Речевая карта), карт индивидуального речевого развития (приложение №2), на их основе – планов индивидуальной логокоррекционной работы на учебный год (приложение №3), для детей-инвалидов – программа комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения (приложение №4).

2. Мониторинг психолого-социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов ведется учителем-логопедом совместно с воспитателем, педагогом-психологом, старшей мед.сестрой. Заполняется каждую неделю по 5-ти бальной системе (приложение 5. Психолого-социальная адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи, детей-инвалидов, детей с низкой социальной адаптацией, детей-группы риска.)

3. Система игр и упражнений, построенных на их основе вводных логопедических занятий, в объёме логопедического обследования.

Приложение №6. Чистоговорки и стихотворения для средней группы.

Приложение №7. Артикуляционная гимнастика с движением “Сказка о весёлом язычке”

Приложение №8. Сказка “о поющихся звуках”.

Приложение №9. Схемы – символов гласных звуков.

Приложение №10. Образцы логопедических занятий адаптационного периода.

Приложение №11. Перспективное планирование логопедической коррекционной работы в средней логопедической группе.

4. Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

Основные положения коррекционной работы в адаптационный период.

Карта индивидуального речевого развития разработана на основе методики обследования Конёнковой Н.Д. 2005 г. Каждый раздел (их всего 9) оценивается по 5-ти бальной системе с указанием даты обследования (приложение №2). Внизу ставиться общее количество баллов, на обратной стороне строится график по данным обследования. Динамика речевого развития ребёнка отслеживается путём сопоставления графиков.

Появилась необходимость проводить мониторинг психолого-социальный адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи 1-го, 2-го уровней, дети-инвалиды, дети со сложными комплексными нарушениями, дети группы риска. Предусматривается совместное обследование данных детей учителем-логопедом с педагогом психологом, воспитателем, медсестрой в течении 1-го, 2-го, 3-го месяца пребывания ребёнка в ДОУ, при необходимости и далее. Построенные графики раскрывают особенности, степень адаптации или не адаптации ребёнка (приложение №5).

Подбор системы игр заданий, упражнений и разработанных на их основе образцов занятий пропедевтического характера к основному курсу коррекционно-логопедической программы.

Ребёнка с речевыми нарушениями, сложной структурой дефекта, низкой адаптацией и т.д. необходимо ввести в систему специально организованной деятельности: игровые занятия, упражнения на базе сохранных анализаторных систем. Цель данной деятельности – это формирование положительного, эмоционально-позитивного отношения ребёнка к себе, взрослым, другим детям, ощущение значимости своей личности, понимание, что его любят, слушают, стараются понять, ценят всё, что он скажет, сделает; готовы ему помочь и поддержать; стимулирование его речевого, познавательного развития, улучшение социальной адаптации.

Задачи адаптационных игр, упражнений, занятий:

  1. Установление контакта с ребёнком на основе личностно-ориентированного подхода; включение нового ребёнка в систему межличностных отношений в группе между детьми.
  2. Стимулировать, речевую, познавательную, двигательную активность ребёнка.
  3. Уменьшать значение жестовой речи для ребёнка, если она есть.
  4. Привлечь внимание ребёнка к пониманию речи взрослого, простых вопросов, инструкций.
  5. Начать работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, над правильным дыханием.
  6. Начальный этап развития фонематического восприятия (учить ребёнка вслушиваться в окружающий его мир речевых и не речевых звуков, различать их, пытаться воспроизвести).
  7. Включаться в ситуативную речь, коллективную речевую деятельность. Учить навыкам ведения диалога.
  8. Активизировать свои произносительные навыки, стремиться к построению собственного речевого высказывания.
  9. Стимулировать развитие психологической базы речи: все виды восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

Учителем-логопедом МДОУ №12 “Ладушка” Туровой Н.И. разработана и успешно внедрена система речевых заданий пропедевтического характера для детей с тяжелыми нарушениями речи первого года обучения:

1. Упражнения для развития правильного диафрагмального дыхания

2. Упражнения для формирования произносительных, голосовых навыков, навыков звукоразличения.

(Приложение №6. Чистоговорки и стихи для детей средней группы.

Приложение №7. Артикуляционная гимнастика с движениями рук

“Сказка о весёлом язычке”

Приложение №8. Работа над гласными звуками

“Сказка о поющихся звуках”.

Работа над согласными звуками

“Сказка о двух братьях”.

Приложение №9. Схемы-символы гласных звуков.

3. Образцы конспектов занятий. (Приложение № 10.)

Развитие речевого дыхания

– познакомить детей с особенностями речевого дыхания;

– формировать умения и навыки правильного пользования речевым дыханием;

– отработка длительного выдоха.

В ходе выполнения данных упражнений педагогу необходимо обращать внимание на дозировку упражнений, следить , чтобы дети производили вдох и выдох без напряжении, плавно, не поднимая плеч при вдохе, не втягивая живот при выдохе. В процессе упражнений детей необходимо учить рационально расходовать воздух при выполнении любых речевых упражнений. Все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха. Логопед встаёт перед детьми, правую руку кладёт на область диафрагмы, левую – на пояс. Делает вдох через нос (рот закрыт), не напрягаясь. Выдыхаем через нос. Далее логопед предлагает выполнять упражнения всем вместе: встать прямо, спину выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую – на пояс. Выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдыхаем через нос. Упражнение повторить 2-3 раза. Закрепление навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунок (схему), на котором изображена “звуковая волна” красного цвета, т.к. отрабатываются гласные звуки, и схемы-символы гласных звуков.

“Звуковые волны” гласных звуков”

Детям предлагается найти глазами верхнюю точку, мысленно в воздухе или в действительности (как лучше ребёнку) поставить на неё указательный палец правой руки и начать произносить, не прерываясь, звук А( У, О, И, Ы, Э) на одном дыхании, сопровождая его движением указательного пальца правой руки в заданном (умеренном) темпе до нижней противоположной точки.

Затем также поставить в воздух или на картинку указательный палец левой руки на нижнюю точку и произносить, вернуться назад. “Звуковые волны” гласных звуков обозначаются красным цветом.

“Звуковые волны согласных звуков”

Навык полноценного речевого дыхания закрепляется с опорой на рисунок, на котором изображена “звуковая волна” синего цвета (т.к. отрабатываются твёрдые согласные звуки), “звуковая волна” зелёного цвета (т.к. отрабатываются мягкие согласные звуки).

Работа над произношением начинается с разучивания артикуляционной гимнастики. Учитель-логопед Турова Н.И. предлагает артикуляционные упражнения проводить в форме “Сказки о весёлом язычке” и одновременно с движениями кистей рук, которые имитируют движения челюстей, языка, губ.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, раскрепощены, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику. После артикуляционной гимнастики логопед предлагает проводить пропевание рядов гласных по мере усложнения (с развитием силы голоса).

А – У
А – У – И
А – У – И – О – Э и т.д.
Произношение звуков сочетать с показом схем – символов гласных звуков.
АУ (громко) ау (тихо)
ОХ (громко) ох (тихо)
ТУК (громко) тук (тихо)
ГАВ – ГАВ (громко), гав – гав (тихо)
МЯУ – МЯУ (громко), мяу – мяу (тихо) и т.д.
Произношение звуков сочетать с элементами звукоподражания и можно сопровождать показом картинок

Далее логопед предлагает перейти к проговариванию, заучиванию (можно с отхлопыванием, отстукиванием) чистоговорок, потешек, простых стихотворений. Они способствуют развитию слуховой, речедвигательной памяти, снимают напряжения в артикуляционном аппарате, развивают способность к переключению, речевую эмоциональность, создают благоприятный фон для занятия. Произношение желательно сочетать с показом подходящих по смыслу сюжетных, предметных картин.

Для активизации, стимулирования, но и облегчения построения детьми собственного речевого высказывания учитель-логопед Турова Н.И. предлагает усовершенствованные графические схемы построения высказывания.

Образцы графических схем

Такого рода линейная “запись” даёт детям опору для построения собственной простой фразы, отвлекает от жестовой речи. Сначала логопед составляет схему высказывания, озвучивает её, затем дети сами начинают составлять высказывания из предложенных схем-символов. Опираясь на графические схемы, можно стимулировать собственное речевое высказывание путем договаривания за взрослым, выстроить короткие рассказы.

На основе данного практического материала и в рамках объёма логопедического обследования дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи логопед Турова Н.И. предлагает образцы конспектов занятий.(приложение № 10) Они могут проводиться 2–3 раза в неделю в течении 15 = 20 минут. Работа на занятиях ведётся по следующим направлениям:

  1. Ситуации общения.
  2. Сенсорное развитие.
  3. Работа над звуковой стороной речи.
  4. Лексико-грамматические игры, упражнения.
  5. Развитие связной речи.

Также, автором было разработано и апробировано адаптированное перспективное планирование логопедической работы в средней группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе базовых программ Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной “Система обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 4-6 лет.”, Н.В.Нищевой “Программа коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе”. (Приложение №11)

Коррекционная работа не ограничивается логопедическими занятиями, поэтому в группе и логопедическом кабинете целесообразно создать предметную среду, отвечающую развивающим целям, учитывающую интересы и познавательные потребности ребёнка дошкольника.

Обстановка логопедического кабинета и группы должна быть направлена на активизацию речи, стимуляцию речевого общения, речевого творчества. В логопедическом кабинете предлагается создать “центрыстимуляции речевой активности детей”: новые иллюстрации по лексической теме недели, кукла-персонаж, сюжет новой игры по лексической теме, объекты живой и неживой природы, театральные декорации, куклы, зона двигательной, познавательной активности, мелкой моторики. Пособия, представленные в содержании среды, должны быть динамичны и многофункциональны (одна игра может решать несколько задач). Специально подготовленная среда логопедического кабинета имеет следующие зоны:

  • стимуляция речевой активности;
  • обогащение лексического запаса;
  • закрепление грамматических категорий;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкой моторики, психических процессов.

Представленная автором система коррекционной работы в адаптационный период для детей с тяжёлыми нарушениями речи, сложной структурой дефекта, детей – инвалидов и т.д. позволяет улучшить их социальную адаптацию в новом коллективе, улучшает психолого-социальное, речевое, познавательное состояние. Способствует активному включению детей данной категории в начало логопедической коррекционной работы. Из 6-ти таких детей – 5-ть имеют лёгкий уровень адаптации. Что составляет 83% от общего числа, один ребёнок – среднюю степень адаптации. Успешное начало лого-коррекционной работы создает хорошую ступень для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.

Книги и статьи по логопедии

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

В магазине детских колясок Babypro.ua нам советуют купить польские прогулочные коляски Bebetto.

Адаптация детей к условиям логопедической группы.

Гейс Е.В., Байдина О.В., учитель-логопед СП “МОУ Майская СОШ” Д/С № 7.

Проблема адаптации детей к детскому саду в раннем возрасте известна, описана во многих работах, существуют рекомендации о том, как сделать её наиболее безболезненной для ребёнка.

Но проблема адаптации детей к логопедической группе является не менее важной. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс.

Переход детей в старшем возрасте в новую группу вызывает у них стресс. Им непонятно почему они не могут ходить к своим друзьям, к любимым воспитателям. Многие из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем нужны трудные занятия по коррекции речи. В логопедической группе предъявляют особенные требования, приходится адаптироваться к новым формам занятий.

Не облегчают работу логопеда и родители, которых приходится долго убеждать в необходимости перехода в другую группу, объяснять им всю сложность речевого нарушения. Часто тревога родителей передаётся и детям.

У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. В группу приходят дети, которые не посещали ранее детский сад и только начинают привыкать к большому детскому коллективу.

В своей практике мы столкнулись с необходимостью организовать работу в сентябре – октябре так, чтобы сократить время адаптации детей, помочь максимально быстро включиться в работу по коррекции речи, изменить отношение родителей к требованиям логопедической группы, расширить знания о нарушении речи ребёнка.

К работе подключаются, кроме логопеда и воспитателя, специалисты методист и родители. Мы составили примерный план работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР III – IV уровня и ФФНР.

Работа проходит интенсивно и по нескольким направлениям.

Форма работы и сроки

Для лучшего знакомства с детьми логопед вместе с воспитателем посещает семьи детей, выясняет, чем увлекается ребёнок, чем любит заниматься в свободное время, кто будет выполнять задания. Совместно с воспитателем планируется дальнейшая работа с семьёй.

Форма работы и срок

Литература

Ответственные

Анкетирование (сентябрь)

Уточнение анамнеза и дополнение знаний о ребёнке.

Логопед

(сентябрь)

Познакомить семью с задачами работы в логопедической группе, требованиями к выполнению заданий дома и.т.д.

Методист д/с, воспитатель, логопед.

Совместное развлечение “День открытых дверей”

Экскурсия по группе для родителей. Совместные игры и чаепитие.

Авторская разработка “В детский сад с удовольствием и радостью”

Логопед, воспитатель

Индивидуальные консультации для родителей.

(3-4 неделя октября)

Повторные консультации проходят в декабре.

Их цель продемонстрировать логопеду, как занимаются дома с ребёнком родители.

Обучение проведению артикуляционных упражнений. Просветительская деятельность.

Логопед

Оформление информационных стендов для родителей. Создание лекотеки.

Отражение необходимой информации по итогам первых месяцев работы.

Логопед, воспитатель

Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопедической группы, снять тревогу и сомнения у родителей, быстрее перейти к этапу коррекции речи.

Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ.
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
kon_2.docx 5.64 КБ

Предварительный просмотр:

Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Анкетирование позволяет выявить уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установить обратную связь, проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями в процессе организации коррекционно-развивающей деятельности. В дальнейшем данная информация помогает при построении и организации образовательного процесса.

Анкета для родителей №1

Каждый из Вас желает вырастить своих детей образованными, воспитанными, всесторонне развитыми. Эту задачу можно выполнить только в тесном сотрудничестве родителей с педагогами. Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты. Обратите внимание, что вопросы анкеты уже содержат готовые ответы. Ваша задача – выбрать один из них.

1. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей?

• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.

2. Заметили ли Вы изменения в развитии Вашего ребенка за прошедший учебный год?

• Да. • Нет. • Затрудняюсь ответить.

3. Если Вы заметили, то, какие это изменения?

• Положительные. • Отрицательные. • Затрудняюсь ответить.

4. Если Вам приходилось принимать участие в родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях ДОУ, выберите, пожалуйста, какое из приведенных ниже высказываний, соответствует Вашему личному ощущению после присутствия на встрече:

• Хороший получился разговор, хотя мне и раньше было известно то, о чем говорили.

• Встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимала во внимание, получила толчок к оценке собственных родительских успехов и просчетов в развитии и воспитании ребенка.

• Пожалуй, я зря потратила время, придя на встречу.

• Интересными оказались советы логопеда, прозвучавшими в беседе. Но следовать им дальше довольно трудно, хотя я не жалею, что пришла на встречу.

Анкета для родителей №2

Эффективность коррекционной работы как непрерывного педагогического процесса в условиях логопедической группы во многом определяется качеством и уровнем взаимосвязи и преемственности всех его участников. Непрерывность педагогического воздействия в системе работы над общим недоразвитием речи предполагает тесную взаимосвязь логопеда и родителей. Заполните, пожалуйста, анкету. Ответы помогут оценить эффективность Вашей работы с детьми дома.

  • Систематично ли организуете занятия с ребенком дома?_______
  • Какова длительность занятий с ребенком в домашних условиях?
  • Изучаете предварительно задание к моменту занятий?
  • Как оказываете помощь ребенку?
  • Как проводите текущую коррекцию?

6. Как подкрепляете достижения ребенка? _______________________________________________________________

Анкета для родителей №3

Многолетний опыт практических работников по коррекции речевых нарушений в ДОУ подтверждает положение о том, что только в тесном контакте логопеда с субъектами образовательного процесса обеспечивается эффективность коррекционной работы. Мы просим Вас принять участие в анкетировании. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  • Ваши пожелания логопеду группы. ______________________________
  • Критические замечания по организации занятий с Вашим ребенком.
  • Какие темы на Ваш взгляд требуют рассмотрения на групповых консультациях? Напишите, пожалуйста, проблематику вопросов.
  • Нужна ли Вам методическая помощь логопеда? Если да, то какая помощь? ____________________________________________________________

5. Имеете ли Вы возможность и желание посещать индивидуальные занятия с Вашим ребенком, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы?

Анкета для родителей №4

Просим Вас оценить результативность работы логопеда группы за прошедший учебный год. Заполните, пожалуйста, анкету.

  • Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка?
  • Как Вы оцениваете речь Вашего ребенка на данном этапе коррекции?

3. Совпали ли результаты коррекционной работы логопеда с ожидаемыми Вами результатами?_____________________________________________

4. Довольны ли Вы работой логопеда?______________________________

5. Принимали ли Вы участие в коррекционном процессе?______________
____________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей “Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР”

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического разв.

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош.

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение.

Мастер-класс для родителей «Организация работы учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста»

Пробудить интерес и желание родителей заниматься со своими детьми дома.

Консультация для родителей. Совместная работа учителя-логопеда с родителями

Консультация для родителей. Совместная работа учителя-логопеда с родителями.

Анкетирование родителей в работе учителя-логопеда ДОУ

Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализац.

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: