35 тематических карточек для родителей по лексическим темам

Дидактические карточки для детей

Здесь вы сможете бесплатно скачать больше 30 наборов дидактических карточек. К разным наборам мы даём подробное описание занятий на развитие внимания, словарного запаса и памяти ребёнка — это здорово сэкономит время.

Чтобы развивающие карточки дольше послужили, распечатайте их сразу на плотной бумаге или наклейте на картон. Хранить можно в папках, коробочках, мешочках, шкатулках или на подставках.

Готовые дидактические карточки для скачивания

Обратите внимание, что длительность занятия не должна превышать возможности ребёнка — если видите, что он теряет интерес, то лучше отложить занятие. Выбирайте дидактические материалы по интересам дошкольника: если ему интересны животные — животных, если транспорт — машинки.

Для тренировки внимания и памяти ребёнка

Заниматься можно разными способами:

  1. «Найди такой же». Ребёнок выкладывает карточки на листы основы так, чтобы одинаковые картинки оказались друг под другом.
  2. «Найди два одинаковых». Среди двух комплектов перемешанных маленьких карточек нужно найти пары одинаковых изображений и разложить их попарно.
  3. «Перевёртыши». Игра для двух игроков, используются два комплекта карточек. Карточки перемешиваются и выкладываются рядами лицом вниз. Игроки поочерёдно в свой ход переворачивают по две карточки. Цель – открыть две одинаковые карточки. Если они одинаковые, то выходят из игры. Эта игра способствует улучшению памяти.

Страницы 1 и 2 в каждом файле ниже распечатайте по одному экземпляру, а страницу 3 распечатайте в трёх экземплярах и разрежьте на карточки по контурам.


Бабочки. Скачать


Деревья. Скачать


Насекомые. Скачать


Рыбы. Скачать


Головные уборы. Скачать

Игра «Найди пару». Здесь изображения целых и разрезанных наполовину фруктов, которые помогут узнать их внутреннее строение: цвет, толщина, мякоть, наличие семян или косточек. Игра расширит знания об окружающем мире, улучшит наблюдательность и зрительное внимание, побудит ребёнка к дальнейшему изучению биологии и научит сравнивать растения между собой не только по цвету и форме.

Распечатайте картинки в двойном экземпляре и заламинируйте. Один экземпляр оставьте целым (это будут контрольные картинки), другой – разрежьте по линиям. Предложите найти каждому целому фрукту соответствующую половину. В первый раз ребёнку могут понадобится контрольные карты во время работы. Через некоторое время он сможет использовать контрольные карты в конце работы для самостоятельной проверки задания.


Целые и разрезанные фрукты (28 карточек). Скачать

На сортировку

Дидактический материал представляет собой круг, разделённый на части семью цветами радуги. К каждому цветному лучу необходимо подобрать по 3 картинки соответствующего цвета (всего картинок – 21).

Цель: изучение цветов радуги, сортировка картинок по цвету.

Польза: развитие зрительного восприятия, концентрации внимания, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики и логики.

Распечатайте на цветном принтере страницы. Картинки с цветными объектами разрежьте по контуру, перемешайте и сложите в коробочку или конверт.

Пригласите ребёнка к занятию. Положите перед собой цветовой круг, внимательно рассмотрите его. Достаньте из конверта любую картинку, присмотритесь к ней и положите к соответствующему лучу цветового круга и обозначьте словом. Сделайте так ещё несколько раз и передайте инициативу ребёнку.

В конце работы к лучам цветового круга должны быть выложены все картинки. Если ребёнку сложно выполнить всю работу с первого раза, разбейте её на отдельные этапы. Поддерживайте ребёнка, давайте ему возможность работать в собственном темпе методом проб и ошибок.


Объекты природы (22 карточки для сортировки). Скачать

С историями для развития речи

В этом пособии маленькая, но реальная история, написанная простым и понятным языком. Обучающие иллюстрации также понятны и доступны даже самому маленькому ребёнку. Чаще всего такие подборки делают в виде маленьких книжечек, но возможна и подача информации на карточках среднего размера.

Подобные истории используются не только в школах Монтессори, их можно продумать и изготовить в домашних условиях. Использование таких историй помогает в развитии речи и знакомит ребёнка с окружающим миром, способствует формированию навыков рассказывания.


Жизнь рыб (8 карточек с подписями). Скачать

Классификационные карточки

Набор состоит из трёх частей. В первом наборе карт присутствуют объекты классификации без подписей, мы постепенно даём ребёнку все имена-названия с помощью трёхступенчатого урока. Правила игры такие:

  1. Называем предмет: «Это кран». За один урок обычно вводим 3–4 новых названия, но если это много, то сокращаем до двух. Можно не просить специально повторить за вами, ребёнок и так запомнит название и добавит в свой словарик.
  2. Просим найти карточку с нужным изображением: «Покажи, пожалуйста, телефон». Проверьте находку и подтвердите: «Да, это телефон». На этом этапе у ребёнка развивается не только мышление и навык запоминания, но и движения рук во время поиска.
  3. Этот этап проводится только после того, как дети успешно прошли первые два и точно знают названия. Не раньше, иначе дети не успеют твёрдо запомнить столько понятий. Берём карточку и просим назвать изображённый предмет: «Что это?».
Читайте также:
Влияние психомоторного развития на высшие психические функции

По мере выхода ребёнка в чтение добавляем этикетки-подписи. Он может заниматься интуитивным чтением, размещая этикетки под карточками с классифицированными объектами. Затем при помощи последней, наиболее объёмной карточки, где находятся и картинка, и название, проводится самопроверка.


Кошки (21 порода). Скачать


Спецтехника (16 разновидностей). Скачать


Времена года (24 карточки, по 6 на сезон). Скачать

С маленькими детьми полезно провести трёхступенчатый урок по темам «Времена года», «Признаки сезонов»; детям постарше можно предложить самостоятельную сортировку карточек. Если распечатать карточки в двойном экземпляре, малыши могут заняться подбором одинаковых картинок, для детей постарше двойные карточки подойдут для игры в «Мемори» или лото (для лото один из листов нужно оставить неразрезанным).

На примере этих карточек можно своими руками создать другие пособия: «Птицы», «Профессии», «Овощи», «Геометрические фигуры», «Формы», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Подарки» и другие.

Для изучения отдельных элементов целого

Дидактический набор включает в себя два типа карточек: без подписей и с подписями. Распечатайте карточки, наклейте их на картон, разрежьте по линиям. Затем пометьте одну из половин каждого изображения каким-либо знаком на обратной стороне карточки. После этого разрежьте каждое изображение на две части, используя чёрную линию разреза.

Как работать с карточками? Можно по методу трёхступенчатого урока, а для закрепления материала использовать такой метод: перемешайте карточки на столе картинкой вниз. Пусть ребёнок разделит карточки на две группы: помеченные с обратной стороны и не имеющие отметок. После этого переверните все помеченные карточки картинкой вверх и разложите их на столе. Ребёнок берёт по одной карточке из тех, что всё ещё лежат картинкой вниз, и среди выложенных на столе карточек ищет этой карточке пару.

Страницы, где нет закрашенных элементов и подписей, распечатайте, не ламинируя – напечатайте каждую из них в нескольких экземплярах, чтобы в итоге изучения ребёнок смог раскрасить и надписать каждый элемент растения и подшить результат своей работы в виде небольшого буклета.


Строение растений (50 карточек). Скачать


Строение зуба (24 карточки). Скачать


Строение тела человека (26 карточек). Скачать

Для проведения познавательных бесед

Сохраните и напечатайте двусторонние карточки на цветном принтере, наклейте на картон или заламинируйте, разрежьте. Главная цель в работе с этим материалом – беседы, в которых и дети, и родители могут делиться познавательной информацией, задавать друг другу вопросы.

Проговорите названия морских жителей, показывая ребёнку: «Это кашалот». Вместе внимательно рассмотрите и обсудите, чем киты и дельфины разных видов отличаются друг от друга. Иногда потребуется проявить внимательность, чтобы найти отличия.

После этого можно давать задания типа: «Дай мне… Покажи мне…». Когда ребёнок научился легко находить искомую картинку (не называя её), вы можете перейти к вопросам: «Кто это?» На этом этапе ребёнок уже должен сказать, что изображено на картинке. На этапе освоения чтения, ребёнок вернётся к карточкам и прочитает текст на обороте.


Морские млекопитающие (10 фото-карточек и описания). Скачать


Природа Австралии (9 фото-карточек и описания). Скачать


Животные Австралии (10 фото-карточек и описания). Скачать


Природа Африки (15 фото-карточек и описания). Скачать


Культура Африки (11 фото-карточек и описания). Скачать


Животные Африки (14 фото-карточек и описания). Скачать


Южная Америка (8 фото-карточек и описания). Скачать

Для детей постарше занятия с дидактическими карточками можно усложнить и разнообразить.

«Что пропало? Кто исчез?». Раскладываем 3–10 карточек. Ребёнок в течение одной минуты рассматривает их, стараясь запомнить. Затем по команде отворачивается/закрывает глаза, а взрослый в это время убирает одну из картинок. Ребёнок поворачивается и называет, что пропало. Варианты для усложнения игры: увеличить количество карточек, уменьшить время запоминания, убирать несколько картинок.

«Скажи, какой?». Взрослый показывает изображение, а ребёнок подбирает к нему слова-признаки (кот – пушистый, большой, смелый, сердитый, ловкий…).

«Что делает?». Показываем изображение, а дошкольник подбирает к нему слова-действия (огурец – растёт, зеленеет, поспевает, хрустит…).

«Угадай, что это?». Взрослый называет основные качества какого-нибудь предмета, ребёнок определяет, какой это предмет.

«Фотоаппараты». На секунду показывается карточка с любым изображением и убирается, а ребёнок как можно подробнее описывает его. Ещё вариант — на столе раскладываются семь-восемь изображений для возраста 5–6 лет, (если ребёнок младше, то число должно быть меньше). Даёте 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем ребёнок отворачивается. Взрослый переставляет картинки, либо что-то убирает совсем или замещает на другую. Ребёнок должен определить, что изменилось.

Или игроки сидят перед разложенными карточками. Ведущий говорит: «Покажите фламинго!» Игроки как можно быстрее стараются указать на соответствующее изображение.

Игра «60 вопросов»

С помощью этой простой игры вы с пользой и удовольствием проведёте время с детьми. В ней нет победителей или проигравших, в выигрыше остаются все участники, лучше узнавая друг друга, размышляя и беседуя на разные темы.

Читайте также:
Взаимосвязь движения и речи - Консультация логопеда для родителей

Игровой материал состоит из 60 карточек с вопросами о взглядах и предпочтениях отвечающих на них людей: «В какой стране вам хотелось бы жить?», «Какой звук вы любите?» и т. п.

Перемешанные карты кладутся на середину стола шапкой вверх. Участники по очереди берут по одной карте, зачитывают вопрос вслух и отвечают на него. Взрослые, участвующие в игре, могут помочь детям с прочтением карточек. По желанию можно самим дописывать или допечатывать варианты вопросов.

Важно, чтобы во время игры царила свободная и поддерживающая атмосфера – ведь именно в такой обстановке дети раскрываются и делятся сокровенными мыслями и переживаниями.


60 карточек-вопросов. Скачать

Для обучения чтению и письму

Рамки и фоны «Времена года» для письма. На бланках можно писать буквы и цифры, рассказы, стихотворения, письма, списки дел, планы, записи в дневник, объявления и всё, что придумается. Также эти рамочки могут использоваться взрослыми – родителями и педагогами – для своих целей.


Зима (10 рамок). Скачать


Весна (10 рамок). Скачать


Лето (10 рамок). Скачать


Осень (10 рамок). Скачать

Открытки. Этими иллюстрациями можно украсить детскую малышей, а со старшими детьми использовать как открытки для подписывания.


10 новогодних открыток. Скачать


Животные и их детёныши (6 открыток). Скачать

«Чтение из окружающей среды». Распечатайте ярлыки на плотной бумаге, прикрепите к ним красивые ленточки так, чтобы ярлыки можно было подвесить на различные предметы. Положите готовый дидактический материал в корзинку или на поднос. Ребёнок читает на ярлычке название предмета, ищет этот предмет в квартире и подвешивает/кладёт на него ярлычок.


Бирки для чтения. Скачать

Если хотите поделиться своими материалами, то можете прислать файлы на email редакции: editorial@mchildren.ru. Мы дадим комментарии, обсудим условия размещения и опубликуем в этой статье.

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

35 тематических карточек для родителей по лексическим темам

Мы используем cookie для работы сайта, а также для анализа трафика.

  • Весь каталог
  • По возрасту
  • По навыкам
  • По темам
  • ПРОГРАММЫ
  • Планы занятий
  • БЕСПЛАТНО
Праздники
  • Новый Год
  • 23 февраля
  • 8 марта
  • День рождения
  • Другие праздники
  • Декор
Окружающий мир
  • Фермерство, в деревне, сад
  • Мир животных
  • Водный мир
  • Мир растений
  • Насекомые
  • Холодный климат
  • Человек
  • География и экология
  • Культуры мира
  • Космос
  • Спорт
  • Природа России
  • Транспорт
Времена года и погода
  • Весна
  • Лето
  • Осень
  • Зима
  • Погода
  • Одежда
  • Посуда и еда
  • Распорядок дня
  • Мебель, игрушки и другие бытовые вещи
Математика и мышление
  • КУРС “УЧИМ ЦИФРЫ”
  • КУРС “ПЕРВЫЕ ФИГУРЫ”
  • Числа и счёт
  • Фигуры, Пространственные представления
  • Логика и мышление
  • Сложение, вычитание
  • Сравнение > =

Аппликации Овощи и Урожай

15 вариантов игр для малышей, включая игры на развитие речи

Развивающий комплект про зубы: Зубная фея

Развиваем навыки счета, логики, мышления вместе с зубной феей. Подходит детям от 4 до 7 лет

Тематические задания Фрукты дошкольникам

Яркие летние задания на тему фруктов для развития основных навыков у детей 5-7 лет

Дневник наблюдателя: Август

Проследите за изменениями в живой и неживой природе с помощью дневника наблюдений для малышей. Месяц Август

Тематические задания Фрукты

Яркие летние задания на тему фруктов для развития основных навыков у малышей

Дидактические карточки для развития речи на тему: Профессии

Удобные развивающие карточки профессии с фотоиллюстрациями и заданиями

Тематические задания: Единороги

Занимаемся с любимыми единорогами. Детям от 3 до 5 лет

Дневник наблюдателя: Июль

Проследите за изменениями в живой и неживой природе с помощью дневника наблюдений для малышей. Месяц Июль

Тематический материал «День Победы»

Презентация о празднике, развивающие задания, карточки «памятники победы»

Творческие и развивающие задания на тему Космос

Большой комплект: Поделки, аппликации, игры на мышление и расширение кругозора, счёт, постановку руки.

“Весёлая Масленица” развивающие страницы

Веселые полезные задания для веселого праздника!

Боги и культура Древней Греции. Тематические задания.

Приключения в Арктике, развивающие задания

Интерактивный комплект заданий детей 3-5 лет

Чтение и развитие речи, зимние задания

Зимние тематические задания на чтение

Новогодний квест из 12 заданий

Веселый квест для вашего праздника. Подойдет для детей от 5 лет, которые знают буквы и начали читать

Набор осенних тематических заданий

16 осенних заданий на развитие речи, буквы, счёт, внимательность, память и мышление

Квест для детей 6-8 лет

Квест подготовлен для проведения во дворе или на игровой площадке. Распечатайте и играйте!

Тематическое занятие “Динозавры”

Тематический комплект познакомит дошкольников с миром динозавров. Задания на развитие мышления, логики, внимательности, моторики.

Тематические задания «Транспорт»

Задания на тему транспорт для детей от 3 до 5 лет. Развивают логику, мышление, готовят к школе

Читайте также:
Как помочь ребенку с нарушенным слухом

Задания для дошкольников на тему “Стройка”

Задания подойдут для детей 5-7 лет

Набор заданий на тему Строители и Стройка

20 заданий для маленьких строителей. Развиваем внимательность, усидчивость, память. Учимся считать, узнаём больше про стройку.

Задания для дошкольников. Тема: Хлеб

Интересные задания познакомят ребят с производством хлеба, видами хлеба, с поговорками, сказками.

Тематический комплект “Дом, Где мы живем”

Приключения с домовым Кузей. Лексическая тема “Дом” для детей 3-4 лет

Зимний тематический комплект заданий

Новые занимательные задачки для детей от 3 лет. Зима – это радость!

Задания для детей про грибы

Тематические задания про лес и грибы

Развивающие задания на тему Ягоды

Познакомим с самыми разнообразными ягодами – лесными и садовыми

Тематические задания про ягоды

Развиваемся и играем с летним ягодным настроением! Задания для малышей до 4 лет помогут научиться различать ягоды и улучшат разные навыки.

Дневник наблюдателя: Май

Проследите за изменениями в живой и неживой природе с помошью дневника наблюдений для малышей. Месяц Май

Дневник наблюдателя: Апрель

Проследите за изменениями в живой и неживой природе с помошью дневника наблюдений для малышей. Месяц Апрель

Новогоднее квест-приключение! Космический Новый Год.

Играем и учим русский язык. Помогите Деду Морозу отыскать ёлку на Марсе!

Древняя Русь развивающие задания для малышей

Красочный тематический комплект познакомит с праздниками, одеждой, посудой, музыкальными инструментами наших предков

Тематический комплект “Зимние виды спорта”

Яркие и красочные задания познакомят детей с основными видами зимнего спорта.

Тематический комплект “На приеме у врача”

15 развивающих заданий про больницу и врачей

Игровой комплект: В больнице

Ребенок любит играть в доктора? Сделайте всё как по-настоящему!

Развивающие задания про реки и озера

Большой тематический комплект о насекомых и других жителях пруда и реки.

Тематический комплект “Железная дорога”

55 страниц для любителей поездов! Плюс настольная игра!

Развивающие задания на лето для детей

Незабываемое лето с Замечательными заданиями для улицы и дома. Не пропустите!

Развивающие задания про лето для детей

Пора скачать комплект летних заданий на каждый день, каждый листочек которого содержит летнее настроение! Всестороннее раннее развитие включено!

Тематический комплект “Божья коровка”

Чудесный познавательный комплект про любимую букашку- божью коровку. Красочные задания на все навыки обязательно понравятся малышам!

Тематический комплект “Мы помогаем!”

Поучаствуй в жизни малышей из доброй семьи Лисов. Вместе с ребятами сделай задания мамы и папы. 15 заданий

Задания для изучения времени для детей

Две игры, карточки, заготовки для тестов – всё что нужно, чтобы научиться определять время по часам!

Развивающие занятия на тему зима для малышей

Задания на развитие внимания, мышления, элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики и творческих способностей.

Тематический комплект “Тёплая одежда”

Для детей от 1.5 до 3. Подбери пару, найди тень, приклей заплатку, найди и раскрась, посчитай и соедини, подбери нужный цвет.

Зимние задачки для детей от 4 до 6ти

Логика, буквы, счёт, лабиринты, внимательность – тренируемся со снеговиками!

Осенняя прогулка. Тематическое занятие

Милые персонажи легко расскажут ребенку о явлениях природы, научат наблюдательности, терпению. Для детей от 2 до 4 лет

Развивающие задания про осенние листья для детей

Золотая осень за окном распологает к новым интересным занятиям!

Развивающие задания про домашних животных на ферме для малышей

Самые первые упражнения для малышей

ТК “На Ферме” для детей от 4х лет

Этот комплект интересных заданий пригодится вам для закрепления знаний о буквах, ориентировании в пространстве и решении логических задачек

Тематическая неделя “Океан. Морские жители”

Откройте тайны океана в трёх занятиях с планами и распечатками.

Тематический комплект “Насекомые”

В каком ухе у меня жужжит?! Букашки для детей от 2 до 4.5 лет.

Тематический комплект “Овощи”

Развивающие задачки от 2,5 до 4-х лет

Тематический комплект “День Земли”

Экологичные задания о нашей любимой планете

Тематический комплект “К звёздам!”

Для детей от 2 до 4 лет. Несложные задания на космическую тему.

Животные Африки. Тематический комплект

Комплект с очень интересными разнообразными заданиями для детей от 3 до 5 лет.

ТК Плоские геометрические фигуры

Красочные интересные задания расчитаны на детей от 2 до 5 лет. Первое знакомство, закрепление. Тренировка разных навыков.

Тематический комплект БЕЛКА

Узнаем о жизни белки с разных сторон и будем играя развивать разные полезные навыки

Тематический комплект “Пасха”

Комплект состоит из 35 страниц: 30 игровых и 5 название/описание

Весенние приметы

Семь творческих уроков с дидактическим материалом. Встречаем весну вместе!

Новый Год! Тематический комплект

Выполни 26 заданий от Деда Мороза!

  • Instagram: instagram.com/mama_print/
  • Вконтакте: vk.com/mama_print
  • Facebook: facebook.com/mamaprint
  • Pinterest: pinterest.com/bwraduga
  • Пользовательское соглашение
  • Политика обработки
    персональных данных
  • Политика возврата
Читайте также:
О важности исправления речевых недостатков дошкольников

Отключены cookies

Для корректной работы сайта необходимо включить cookies в вашем браузере

Войдите и начните скачивать

После регистрациии вы сможете скачать 10 любых комплектов бесплатно и
оформить подписку на безлимитное скачивание со скидкой 50% в течение следующих 12-и часов.

–>Сайт учителя – логопеда “Грамотейки” –>

Мониторинг развития речи детей

Подготовительная группа

Лексическая тема “Деревья”

Судоку “Огород”

Загадки Овощи”

Игра “Сосчитай грибочки”

Загадки по теме “Мебель”

Игра “Убери в комнате”

Загадки по теме “Посуда”

Загадки по теме “Новый год”

Пазл “Новогоднее угощение”

З агадки по теме “Домашние животные”

Игра “Звери в лесу”

Лексические темы

(составила Ярцева О.В.)

Тема “Неделя театра”

Спектакль Московского академического театра имени Владимира Маяковского – “Мама-Кот”

Нас екомые. Игра 1 Насекомые. Игра 2.

Наше село (экскурсия)

Обучающие карточки по лексической теме «Грибы»

Обучающие карточки по лексической теме «Грибы».

Пояснительная записка

Актуальность

Не секрет, что в логопедических группах компенсирующей направленности реализация поставленных целей и задач строится на изучении различных лексических тем. Во время изучения каждой темы педагогом намечаются:

– словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении;

– различные грамматические категории;

– типы предложений и уровень требований, предъявляемый к самостоятельной речи детей.

Планируя и готовясь к изучению с детьми новой лексической темы, педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как нехватка именно дидактического материала для реализации поставленных целей и задач, что ведет к суживанию поля деятельности работы с детьми. Одна из таких лексических тем – «Грибы». Проанализировав множество литературы, было замечено, что для изучения этой темы очень мало наглядного материала при изобилии лексического. В основном это пособия на развитие номинативного словаря (изучение названий грибов) или на дифференциацию грибов: съедобные, ядовитые. Таким образом, возникла необходимость создания дидактического материала по данной лексической теме.

Цель: развивать все компоненты речи детей на лексической теме «Грибы».

Задачи: 1. Расширять и обогащать словарный запас речи детей.

2. Совершенствовать грамматический строй речи:

– образование и правильное использование имён прилагательных;

– образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– образование имён существительных с помощью суффикса -ищ-;

– образование имён существительных с разными падежными окончаниями;

– образование имён существительных множественного числа Им. и Р. падежей;

– образование глаголов прошедшего времени;

– согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;

– употребление притяжательных местоимений;

– составление предложений с использованием союза «а»;

– составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за,

3. Развивать связную речь.

4. Развивать навык звукового анализа слов.

5. Дифференцировать грибы: съедобные и ядовитые.

6. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.

7. Развивать элементарные математические представления:

– счетные операции в пределах пяти, сравнение множеств;

Данные карточки адресованы логопедам, воспитателям, гувернерам, родителям и предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал может быть использован на фронтальных, подгрупповых мероприятиях, в индивидуальной работе с детьми. Карточками можно воспользоваться, как для изучения нового материала, его закрепления, так и для обобщения, систематизации и оценки знаний детей.

В зависимости от целей, задач и организации работы с карточками время их использования варьируется от 5 до 20 минут.

Ожидаемые результаты

– у детей расширится и обогатится словарный запас по лексической теме: «Грибы»;

– у детей выработается навык образования существительных разной морфологической сложности;

– дети научатся образовывать имена прилагательные в разных родах;

– дети научатся образовывать глаголы прошедшего времени;

– дети научатся правильно согласовывать имена существительные с числительными в роде, числе и падеже;

– дети научатся правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги;

– дети научатся составлять небольшие рассказы с опорой на схему.

– сформируются определенные математические и пространственные представления;

– автоматизируется звук [Л] в конце и середине слов.

Описание карточек

Карточки авторские, выполнены в программе Microsoft PowerPoint с использованием ресурсов Интернета. Распечатаны на фотобумаге формата А5 и заламинированы. Количество карточек – 71 штука. Комплект карточек представляет собой комплекс игр для решения различных задач: расширения словаря, отработки грамматических категорий и развития связной речи по лексической теме «Грибы».

Использование карточек

Хорошо известно, что любой материал легче усваивается детьми в игровой форме. Поэтому вся серия карточек построена на сюжете путешествия в гости к лесным жителям Ёжику, Белочке и их друзьям.

Карточки 15

Цель: расширить и обогатить словарный запас по лексической теме «Грибы».

Карточка 1 используется для ознакомления или закрепления названий грибов, на дифференциацию понятий съедобные и несъедобные (ядовитые) грибы.

Вариант 1. Содержание: В лесу, где живет Ёжик, растет много грибов. Посмотри, как удивился Ёжик, увидев такое разнообразие! Давай рассмотрим, и назовем грибы. («Рассмотри и назови их», – в зависимости от цели: обучение или закрепление).

Читайте также:
Если ребенок долго не говорит

Вариант 2. Содержание: Посмотри, как испугался Ёжик! Это потому, что он увидел несъедобные грибы. Найди их.

Слова: боровик (белый гриб), подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, бледная поганка, опята, шампиньон, сыроежка*.

* – картинка с сыроежками специально подобрана так, чтобы дети усвоили, что сыроежки бывают со шляпками разного цвета.

Карточка 2 используется для ознакомления или закрепления знаний о строении гриба.

Содержание: Старый дедушка Ёж рассказывает Белочке, как называются части гриба.

Слова: шляпка, ножка, грибница, споры.

Карточка 3 используется для образования имён прилагательных от слова «гриб» в разных родах.

Для этого на карточке изображена ассоциативная схема:

Кастрюля – Сорока сварила грибной суп (мужской род).

Сковорода – Сорока приготовила грибное жаркое (средний род).

Пицца – У Сороки есть грибная пицца (женский род).

Лес – Сорока рассказала, что за рекой есть грибной лес (мужской род).

Грибы – Сорока рассказала про грибное место (средний род).

Поляна – Сорока знает, где есть грибная поляна (женский род).

Содержание: Сорока-Белобока рассказывает Белочке, где она летала и что она варила. Можно использовать потешку «Сорока-Белобока кашу варила…».

Задавая вопросы, добиваемся от детей умения употреблять словосочетания со словом «грибной» в разных падежных окончаниях. Например,

– Куда летала Сорока? Сорока летала в грибной лес, на грибное место, на грибную поляну.

– Чем угощала Сорока? Сорока угощала грибным супом, грибным жарким, грибной пиццей.

Карточка 4 используется для ознакомления или закрепления слов-действий, которые можно совершать с грибами; для образования новых слов.

Содержание: Ёжик набрал в лесу грибы и задумался, что же и ними сделать. Какие грибы у него получатся?

Слова: варить – варёные, жарить – жареные, мариновать – маринованные, солить – соленые, запекать – запеченные, сушить – сушеные.

Карточка 5 используется для ознакомления или закрепления названий блюд, приготовленных из грибов.

Содержание: Посмотри на картинки и скажи, что хочет приготовить Белочка из грибов.

Слова: суп, салат, подлива, запеканка, начинка для пирогов, пицца.

Карточки 2 -5

Карточки 615

Цель: образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; с помощью суффикса -ищ-; с разными падежными окончаниями; употребление притяжательных местоимений.

Карточка 6: гриб боровик.

Содержание: Ёжик и Белочка собирают в лесу грибы.

1. Белочка нашла боровик, а у Ёжика в корзине маленький… боровичок*.

*Ответы и вопросы на карточки с ядовитыми грибами будут звучать иначе, например, Ёжик не положил или Белочка прошла мимо и т.д.

2. Белочка нашла не боровик, а огромный … боровище.

3. Белочка нашла гриб и сказала: «Это мой боровик».

4. Задавая вопросы, добиваемся от детей умения употреблять существительные с разными падежными окончаниями. Например:

– Белочка нашла боровик, а у Ёжика нет… боровика.

– Белочка подошла к боровику.

– Белочка показывает на боровик.

– Белочка предлагает полюбоваться боровиком.

– Белочка говорит о боровике.

Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.

Карточка 7: бледная поганка; Карточка 8: сыроежка; Карточка 9: мухомор; Карточка 10: лисичка; Карточка 11: подберезовик; Карточка 12: волнушка; Карточка 13: подосиновик; Карточка 14: опёнок; Карточка 15: шампиньон.

Карточки 1623

Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Содержание: Белочка решила сделать запасы на зиму. Посчитай, сколько каких грибов она повесила сушить.

Образец ответа: Одна сыроежка, две сыроежки, три сыроежки, четыре сыроежки, пять сыроежек. Белочка сушит пять сыроежек.

Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.

Карточка 16: пять сыроежек; Карточка 17: пять боровиков; Карточка 18: пять подберезовиков; Карточка 19: пять волнушек; Карточка 20: пять лисичек; Карточка 21: пять опят; Карточка 22: пять подосиновиков; Карточка 23: пять шампиньонов.

Карточки 2431

Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже; составление предложений с использованием союза «а».

Содержание: Посмотри и скажи, сколько каких грибов нашел Ёжик, а сколько его подружка Ёжиха. Сколько грибов они собрали вместе?

Образец ответа: Ёжик нашел один подосиновик, а Ёжиха четыре подосиновика. Они собрали пять (много) подосиновиков.

Аналогично проводится работа с другими карточками этого раздела.

Карточка 24: Ёжик нашел один подосиновик, а Ёжиха четыре подосиновика. Они собрали пять подосиновиков.

Карточка 25: Ёжик нашел одну лисичку, а Ёжиха четыре лисички. Они собрали пять лисичек.

Карточка 26: Ёжик нашел один опёнок, а Ёжиха четыре опёнка. Они собрали пять опят.

Карточка 27: Ёжик нашел три волнушки, а Ёжиха две волнушки. Они собрали пять волнушек.

Карточка 28: Ёжик нашел две сыроежки, а Ёжиха три сыроежки. Они собрали пять сыроежек.

Читайте также:
Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста

Карточка 29: Ёжик нашел четыре подберезовика, а Ёжиха один подберезовик. Они собрали пять подберезовиков.

Карточка 30: Ёжик нашел три шампиньона, а Ёжиха два шампиньона. Они собрали пять шампиньонов.

Карточка 31: Ёжик нашел два боровика, а Ёжиха три боровика. Они собрали пять боровиков.

Карточки 3241

Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Для большей наглядности использования карточек опишу на примере одной из них.

Содержание: Ёжик отправился за грибами. Посмотри и скажи, сколько каких грибов он нашел.

Образец ответа: Ёжик нашёл один подберезовик, две волнушки, пять боровиков.

Задавая вопросы можно добиться от детей употребления словосочетаний с разными падежными окончаниями. Например:

– Каких грибов не заметил Ёжик? (Ёжик не заметил одного подберезовика, двух волнушек, пяти боровиков)

– К каким грибам подошел Ёжик? (Ёжик подошел к одному подберезовику, двум волнушкам, пяти боровикам)

– Какими грибами любуется Ёжик? (Ёжик любуется одним подберезовиком, двумя волнушками, пятью боровиками)

– О каких грибах Ёжик расскажет Белочке? (Ёжик расскажет об одном подберезовике, двух волнушках, пяти боровиках).

Карточка 32: один подберезовик, две волнушки, пять боровиков;

Карточка 33: один опёнок, три подберезовика, пять лисичек;

Карточка 34: одна поганка, пять мухоморов;

Карточка 35: два шампиньона, четыре опёнка, пять сыроежек;

Карточка 36: один боровик, три лисички, пять подосиновиков;

Карточка 37: один подосиновик, три боровика, четыре волнушки;

Карточка 38: два мухомора, пять поганок;

Карточка 39: один шампиньон, четыре сыроежки, пять подберезовиков;

Карточка 40: одна сыроежка, два подосиновика, три опёнка;

Карточка 41: одна волнушка, две лисички, много опят.

Карточки можно использовать и на дифференциацию съедобных и ядовитых грибов.

Содержание: Отбери карточки, на которых Ёжику попались несъедобные грибы.

Карточки 4265

Цель: составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за, из-за.

Содержание: Ребенку предлагается составить предложение, используя картинки и схемы, изображенные на карточке. Перед составлением предложения с детьми уточняется, как выглядят схемы предлогов и что обозначает «стрелочка» – любое слово-действие.

Образец ответа: Ёжик положил боровик в корзину.

Карточка 42: Ёжик положил (спрятал, убрал, засунул) боровик в корзину.

Карточка 43: Ёжик выложил (вынул, убрал, выкинул) боровик из корзины.

Карточка 44: Белочка …. лисичку в бочку.

Карточка 45: Белочка …. лисичку из бочки.

Карточка 46: Зайчик … подберезовик в банку.

Карточка 47: Зайчик … подберезовик из банки.

Карточка 48: Ёжик нашел (увидел, заметил) опят на пне.

Карточка 49: Ёжик … опят с пня.

Карточка 50: Зайчик … подосиновик на бревне.

Карточка 51: Зайчик … подосиновик с бревна.

Карточка 52: Белочка …. подберезовик на коряге.

Карточка 53: Белочка …. подберезовик с коряги.

Карточка 54: Белочка …. сыроежку под ёлкой.

Карточка 55: Белочка …. сыроежку из-под ёлки.

Карточка 56: Ёжик … подосиновик под деревом.

Карточка 57: Ёжик … подосиновик из-под дерева.

Карточка 58: Зайчик … подберезовик под березой.

Карточка 59: Зайчик … подберезовик из-под березы.

Карточка 60: Зайчик … опят за камнем.

Карточка 61: Зайчик … опят из-за камня.

Карточка 62: Ёжик … волнушку за пнём.

Карточка 63: Ёжик … волнушку из-за пня.

Карточка 64: Белочка …. шампиньон за ёлкой.

Карточка 65: Белочка …. шампиньон из-за ёлки.

Карточки 6667

Цель: согласование имён существительных с числительными в роде, числе и падеже;

составление предложений с использованием предлогов: в, из, на, с/со, под, из-под, за,

из-за; развитие внимания.

1. Посчитай, сколько на поляне выросло поганок (мухоморов).

Образец ответа: Одна поганка, две поганки и т.д.

2. Скажи, где выросли поганки (мухоморы).

Образец ответа: Поганка выросла за камнем, под деревом и т.д.

3. Назови, какие съедобные грибы ты нашёл.

Образец ответа: Я нашел две лисички, один боровик и т.д.

Карточки 6870

Цель: образование глаголов прошедшего времени; развитие связной речи; автоматизация звука [Л].

Содержание: Детям предлагается рассмотреть схему и составить небольшой рассказ, про то, как Ёжик* ходил в лес за грибами.

* Ёжик – употребление глаголов прошедшего времени, мужского рода. Белочка – женский род. Зверята – множественное число.

Вариант 1 – составление простых предложений.

Дерево – Ёжик в лес пошёл (пошла, пошли).

Гриб – Ёжик гриб нашёл.

Нож – Ёжик грибы срезал.

Корзина – Ёжик положил грибы в корзину.

Дом – Ёжик принес грибы домой.

Кран – Ёжик грибы помыл и почистил.

Кастрюля – Ёжик сварил грибной суп.

Тарелка – Ёжик съел грибной суп.

Вариант 2 – составление распространенных предложений и обобщение знаний.

Читайте также:
Значение общения ребенка со сверстниками

Дерево – Ёжик в грибной лес пошёл, на грибную поляну вышел, грибное место нашёл.

Гриб – Ёжик нашёл: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Нож – Ёжик срезал: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Корзина – Ёжик положил в корзину: боровик, лисичку, волнушку и т.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Дом – Ёжик принес домой: боровик, лисичку, волнушку ит.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Кран – Ёжик почистил и помыл: боровик, лисичку, волнушку ит.д. (или один боровик, две лисички, три волнушки и т.д.)

Кастрюля – Ёжик сварил грибной суп, пожарил грибное жаркое, испек пироги с грибной начинкой.

Тарелка – Ёжик съел и угостил друзей: грибным супом, грибным жарким, пирогами с грибной начинкой.

Карточка 71

Цель: Развивать навык звукового анализа слов.

Содержание: Детям предлагается помочь Ёжику подписать банку. Например, с помощью звуковой схемы написать слово «грибы», «боровики», «лисички». Так как карточки заламинированы, то надписи легко стираются, и карточка используется несколько раз.

Развитие речи детей 4-7 лет

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. “Предисловии”

1. Поговорить с ребенком о семье. Получить ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?

2. Выучить с ребенком фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

3. Упражнение “Подбери признак” на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) – старенький, мудрый, добрый.
Мама (какая?) – молодая, любимая, ласковая.
Папа (какой?) – молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный.

4. Упражнение “Чей, чья чьё, чьи?” на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) – папин, мамин, сестрин и т. д.
Шапка (чья?) – мамина, бабушкина.
Пальто (чьё?) – бабушкино, тетино, дедушкино.
Перчатки (чьи?) – мамины, дядины, папины.

5. Упражнение “У кого?” на употребление существительного в родительном падеже.
У кого руки сильные? – У папы.
У кого ласковые руки? – .
У кого глаза добрые? – .

6. Упражнение “Скажи наоборот” на образование антонимов.
Старший – . (младший)
Молодой – . (старый)
Большой – . (маленький)
Добрый – . (злой)
Старше – . (моложе)
и т.д.

7. Упражнение “Покажи, где. ” на понимание логико-грамматических конструкций.
Мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы и т. д.

8. В альбоме нарисовать картинку “Моя семья”.

9. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

    (руки сжаты в кулак, попеременно разжимать
    пальчики, начиная с большого пальца)
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка
    Ну, а это я.
    Вот и вся моя семья.
    (сжать руку в кулак несколько раз)

1. Рекомендую проверить, знает ли ваш ребенок свой домашний, адрес, телефон, ближайшую станцию метро. Если нет, то необходимо выучить.

2. Получите ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?

3. Упражнение “Подбери признак” на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) – старенький, мудрый, добрый и т. д.
Мама ( какая?) – молодая, любимая, ласковая и т. д.
Папа (какой?) – молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный и т. д.

4. Упражнение “Чей, чья чьё, чьи?” на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) – папин, мамин, сестрин, и т. д.
Шапка (чья?) – мамина, бабушкина.
Пальто (чьё?) – бабушкино, тетино, дедушкино.
Перчатки (чьи?) – мамины, дядины, папины.

5. Упражнение на употребление существительного в родительном падеже. Ответь на вопросы:
У кого глаза добрые?
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки?

6. Упражнение “Скажи наоборот” (закрепляем умение образовывать антонимы).
Старший – младший.
Молодой – старый.
Большой – маленький.
Добрый – злой.
Старше – моложе.
Добрее – злее.

7. Упражнение “Скажи по-другому” (учимся подбирать синонимы). Мама – ласковая, нежная, любящая и т.д.
Бабушка – пожилая, старенькая, стареющая.
Папа – сильный, могучий, мощный.

Читайте также:
Консультация логопеда для родителей: Игры с ребенком на кухне

8. В альбоме нарисовать картинку “Моя семья”.

9. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

    (руки сжаты в кулак, попеременно разжимать
    пальчики, начиная с большого пальца)
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка
    Ну, а это я.
    Вот и вся моя семья.
    (сжать руку в кулак несколько раз)

См. также:

Комментарии к статьям
Развитие речи. Февраль

08.02.2007, 18:27
Фогель Альбина

Спасибо Вам большое за эту рубрику! Я студентка 4 курса дефектологического факультета. С завтрашнего дня начинается мой первый рабочий день в детском саду, в должности дефектолога,еслибы не Вы я бы не смогла подготовиться к занятию, т.к. от переживаний все мысли путались и не знала с чего начать. 08.02.2007, 23:11
Людмила

Большое спасибо за интересные занятия!Я их распечатываю и предлагаю учителям нашего дошкольного учреждения в помощь. 22.02.2008, 18:55
мария

спасибо за ваши интересные занятия. моя старшая девочка не ходит в сад и есть небольшая проблема- это ее развитие. все книги и программы, что я искала не подходили, мне нужно по неделям и это я нашла у вас. с понедельника начну, расскажу о результатах.
до свиданья. 20.07.2019, 09:50
Наталья

Очень интересные и полезные занятия.

Советы логопеда по подготовке к школе

Подготовка к школе детей 6-7 лет

Подготовка ребенка к поступлению в школу — животрепещущий вопрос для всех родителей. В 6 лет детей записывают на специальные занятия, чтобы в 1 классе они стали самыми успешными учениками.

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. Несомненно, превращение детсадовца в ученика — процесс сложный и желание помочь своему ребенку вполне оправдано. Однако, важно хорошо понимать, чему именно его надо научить перед школой.

Чему учить перед школой

Современные требования к первоклассникам поражают родителей, а особенно бабушек и дедушек. Сейчас дети должны знать буквы, проводить звуко-буквенный анализ, уметь считать в прямом и обратном порядке, разбираться в составе числа и неплохо читать. Ничего не поделаешь, детей отдают на подготовительные курсы или усердно занимаются дома, чтобы освоить все необходимое.

Однако очень часто за довольно весомым интеллектуальным багажом у ребенка скрывается полная психологическая и логопедическая неготовность к школе. Специалисты настаивают на том, что намного важнее для первоклассников умение адаптироваться в социуме, развитая мелкая моторика, внимание, память, воображение, привитые навыки самообслуживания и мотивация к учебе в условиях школы.

Готовность ребенка к школе в первую очередь включает:

  • Развитые речевые навыки. Среди детишек, неуспевающих в учебе, имеется очень большой процент тех, кто страдает теми или иными логопедическими нарушениями. Именно отсюда растут корни таких проблем как дисграфия и дислексия.
  • Соответствующие физиологические функции: моторика, координация движений, ориентация в пространстве, фонематический слух.
  • Достаточный уровень психического развития: логического мышления, памяти и произвольного внимания, мотивации к познанию, умения строить свои отношения со сверстниками и старшими.

Как оценить готовность ребенка к школе

Родителям бывает сложно оценить, насколько готов ребенок к учебе. Не так просто понять, достаточно ли развиты функции высшей нервной деятельности, присутствуют ли нарушения в речи. Еще одним мешающим фактором является подмена понятий — в большинстве случаев мамы и папы считают, что нужно научить свое чадо буквам и цифрам, а неправильная постановка звуков или рассеянность внимания пройдут «сами собой» с возрастом.

Лучше все-таки получить консультацию специалиста. Именно он сможет выявить имеющиеся проблемы и составить коррекционный план занятий, чтобы ребенок мог успешно осваивать школьную программу.

Особое внимание необходимо уделить оценке развития речи. Педагоги начальной школы однозначно подтверждают тот факт, что среди детишек, отстающих в учебе, основная масса имеют те или иные логопедические проблемы.

На что обратить внимание при подготовке к школе:

  • Правильное произношение звуков.
  • Развитая связная речь, большой словарный запас.
  • Фонематический слух, способность выделять различные фонемы, определять их место в слове.
  • Сформированный грамматический строй речи. Использование развернутых предложений, правильное построение высказываний с учетом числа, рода и падежа, грамотно выстроенные связи слов в предложении.
  • Навыки словообразования. Ребенок должен уметь изменять слова при помощи суффиксов, правильно использовать в речи уменьшительно-ласкательные формы слов, строить прилагательные на основе существительных.
  • Развитые графомоторные навыки, умение правильно держать карандаш и ручку, штриховать, обводить контур и т.д.

Что делать родителям

В первую очередь необходимо объективно оценить все навыки ребенка. Если какие-либо проблемы заметны, что называется, невооруженным взглядом, стоит обратиться за помощью. Возраст до 7 лет — наиболее благоприятный для коррекции речевых нарушений. При правильном подходе ваш ребенок сможет наверстать все необходимое и к началу учебы быть готовым грызть гранит науки вполне успешно.

Читайте также:
Что такое фонематический слух и как его развить

Если принято решение посещать курсы по подготовке к школе, лучше выбрать вариант, где уроки проводит профессиональный логопед. Такие занятия включают все аспекты:

  • развитие фонематического слуха;
  • обучение звуковому анализу и синтезу;
  • формирование правильного грамматического строя речи;
  • тренировка мелкой моторики, овладение навыками штриховки, рисования и т. п.;
  • упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, мышления;
  • обучение чтению;
  • развитие грамотной связной речи.

Если ребенку необходимо скорректировать какие-то речевые проблемы, не откладывайте это в долгий ящик. Чем раньше начать заниматься со специалистом, тем проще будет добиться успеха. Дайте своему будущему первокласснику шанс стать успешным учеником!

Советы родителям будущих первоклассников

  1. Обязательно создавайте положительный настрой. Подчеркивайте, что сын или дочь уже стали взрослыми, что в школе у них все будет хорошо получаться. Не запугивайте «новой жизнью».
  2. Не заостряйте внимание на речевых проблемах, но обязательно займитесь их решением. Пусть ребенок воспринимает это как естественный рабочий момент, не акцентируется на том, что у него плохо получается.
  3. Создавайте дома развивающую речевую среду. Дети должны слышать правильную речь. Больше общайтесь, обсуждайте дневные события, расспрашивайте обо всем, побуждая ребенка больше рассказывать.
  4. Выделяйте время на чтение! Даже если ваше чадо еще не научилось читать, положительное отношение к книгам, интерес к познанию нового обязательно поможет ему в учебе.
  5. Учите стихи, тренируйтесь произносить скороговорки. Не забывайте об артикуляционной зарядке.
  6. Если ребенок посещает логопедические занятия, обязательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Поддерживайте своего будущего школьника, отмечайте каждое достижение и хвалите.
  7. Обратите внимание на психологическую и физиологическую готовность. Как говорится, не чтением единым. Проработайте навыки самообслуживания, умение сотрудничать и выполнять задания педагога.
  8. Не забывайте о здоровье. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, соблюдение режима дня помогут вашему сокровищу успешно справиться со вступлением в новую учебную жизнь.

Подготовим ребенка к школе: советы логопеда
консультация на тему

Уважаемые родители! Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени – да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И не уповайте, на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребёнка готовят умные родители, не имея никакого педагогического образования.

Как же готовить ребенка к обучению в школе?

1. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников и кружочков. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника, круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л», вместо твердых согласных — мягкие. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина.

В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой»: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной – пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно.

Читайте также:
Влияние психомоторного развития на высшие психические функции

С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо, бы перейти к закреплению путем записи этих звуков (букв) в тетради.

Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает движения своих губ.

Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков М-П-Б; Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков. Все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки.

Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское «тпру», для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.

Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду. Дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправильно писать и читать в первых классах и стесняться говорить у доски, в старших классах.

Поэтому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.

5. В это же время – от пяти до пяти с половиной лет – ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши.

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов в фразах «девочка поет» и «девочка и мальчик поют».

Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги. Важную роль в развитии речи ребенка играют различные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы.

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить слово «круглый», и научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах.

9. Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также носоглотку своего ребенка хотя бы за год перед его поступлением в школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.

10. Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; плетение из ниток.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

– выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

– выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

– руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

– пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

– сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

Доброго пути Вам и вашему малышу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: